Сегодня, 23 января, в Сыктывкарском горсуде началось рассмотрение уголовного дела в отношении Сергея Асаенка и еще трех сыктывкарцев, которые обвиняются в похищении Константина Котова, одного из осужденных по делу об убийстве сына г-на Асаенка, студента СГУ Романа. Допрошенный  в сегодняшнем заседании потерпевший Котов сообщил суду, что похитители пытались заставить его рассказать правду об убийстве, но сами убийством ему не угрожали.
 
Сергей Асаенок. Фото газеты "Республика".    
 
Напомним, Константин Котов был одним из шести лиц, причастных к вызвавшему большой общественный резонанс убийству Романа Асаенка. Трагедия произошла 21 ноября 2010 года возле дома №26 по улице Домны Каликовой. На возвращавшихся домой 18-летнего студента СГУ Романа Асаенка и его приятеля Илью Семичастнова напали шестеро учащихся сыктывкарских профтехучилищ. Приятелю удалось вырваться и убежать, а  Романа сначала жестоко избили, а затем один из нападавших — Иван Михеев - деревянной палкой нанес ему, уже лежащему на земле, множество ударов по голове. От открытой черепно-мозговой травмы Роман Асаенок скончался. 23 мая 2011 года, Верховный суд Коми приговорил  Михеева к 14 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Пятеро остальных причастных к совершению преступления лиц, в том числе Константин Котов, были осуждены за умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои и отделались условным наказанием. Отец убитого 51-летний инвалид Сергей Асаенок заявил тогда «7x7», что его не устраивает слишком мягкий приговор и что мотив преступления — «из хулиганских побуждений» — неверно определен судом. 
 
Несправедливый, по мнению отца убитого студента, приговор в итоге привел к тому, что Сергей Асаенок решил самостоятельно установить обстоятельства произошедшей трагедии. Как следует из обвинительного заключения, которое в сегодняшнем заседании огласила помощник сыктывкарского прокурора, подсудимый Асаенок решил похитить осужденного к условному наказанию Константина Котова, для чего вступил в сговор со своим знакомым Станиславом Филинским, который был знаком как с погибшим студентом, так и с Котовым — с ним он учился в одном профтехучилище. В свою очередь Филинский привлек к похищению своих знакомых  Андрея Галышева и Дмитрия Григорьева, сообщив им, что Сергей Асаенок не согласен с приговором суда по делу об убийстве сына и хочет самостоятельно установить обстоятельства его гибели. Желая оказать помощь Асаенку, вышеназванные молодые люди 13 сентября прошлого года, вооружившись газовым пистолетом и электрошокером, пленили Котова и на автомобиле Филинского вывези его в заранее условленное с отцом убитого студента место, расположенное у села Лозым, в 30 километрах от Сыктывкара. Сковав руки похищенного наручниками, Филинский передал его Асаенку, который поместил Котова в грузовой отсек своего джипа и удерживал там двое суток.15 сентября похититель приковал своего узника к дереву в лесополосе. Проведя в таком положении остаток дня и ночь, Котов с помощью спички и ветки сумел открыть запорный механизм наручников и ушел с места заключения. 
 
В заключение своей десятиминутной речи представитель гособвинения сообщила о том, что все четверо подсудимых обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ст. 126, ч.2, п. «а», «в» и «г» УК РФ (похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предметов, используемых в качестве оружия). Стоит заметить, что инкриминируемое подсудимым деяние наказывается лишением свободы на срок от 5 до 12 лет.
 
- Вы признаете себя виновным в предъявленном обвинении? - спросил у Сергея Асаенка судья Анатолий Игнатов.
 
- Частично. По разделам «оружия» и «насилия» не признаю. Я ему не угрожал и оружия у меня не было. 
 
Трое остальных подсудимых свою вину признали в полном объеме. 
 
Затем перед судом предстал потерпевший — Константин Котов, субтильного вида молодой человек, работающий дворником и подрабатывающий в свободное время частным извозом в одной из городских служб такси.  
 
- О чем вы говорили с подсудимым Асаенком? - поинтересовалась у потерпевшего помощник городского прокурора. 
 
- Он мне говорил: «Костя, не бойся, я тебя отпущу, только я хочу знать, что произошло в тот день».
 
- А вы что ему отвечали?
 
- Я молчал, - признался Константин Котов и после паузы добавил: - Может быть, что-то и говорил, но сейчас не помню. 
 
- В этот момент вы боялись?
 
- Да, страх какой-то был. 
 
- Дальше что было?
 
Потерпевший рассказал, что Сергей Асаенок привез его к какому-то месту, где  «справа был лес, а слева — поле». «Он спросил: «Хочешь выпить?» Я отказался». Через какое-то время Котов попросился в туалет. Похититель вывел его из машины, одним концом веревки связал ноги, другим — привязал к лежавшей ветке, а сам уехал в близлежащий магазин. Котов рассказал, что ему понадобилось всего несколько минут для того, чтобы освободиться от веревки.    
 
- Почему вы не ушли в тот момент? - спросила у потерпевшего гособвинитель.
 
Тот ответил что-то в том смысле, что он не ориентировался на местности и просто боялся потеряться. 
 
- В той ситуации вы не боялись Асаенка? - задала следующий вопрос помощник прокурора.
 
- Ну, страх какой-то был, но он же обещал отпустить...
 
Между тем приехавший из магазина, куда он ездил за водкой, Сергей Асаенок вновь посадил Константина Котова в машину, 
 
- О чем разговаривали, что делали дальше? - спросила гособвинитель.
 
- По большему счету, он мне сказал: «Думай». И все. 
 
- Думать о чем? Вы думали о чем-то?
 
- Нет, просто сидел, спал.
 
- Что дедал Асаенок?
 
- Пил. 
 
- Что пил?
 
- Водку... Он и мне сначала предложил, но я отказался... Потом он мне предложил, я выпил. 
 
- Кормил он вас?
 
- Он сначала предлагал, я отказывался. Страх был, а когда страх...
 
Котов рассказал суду, что в машине они провели почти двое суток, Асаенок на переднем, водительском, сидении, он - сзади. Котов просил отпустить его, но Асаенок отвечал: «Сиди, думай». Временами они проваливались в сон. По наблюдению похищенного, Асаенок выпил за это время около пяти бутылок водки. 
 
Утром 15 сентября Асаенок вывел Котова из машины, отстегнул один наручник, подвел своего пленника к дереву и сковал его руки вокруг ствола.
 
- Вы могли убежать в том момент, когда он вел вас к этому дереву? - поинтересовалась представитель обвинения.
 
- Мог.
 
- Почему не убежали?
 
- Потому что у него был пистолет.
 
Из дальнейших ответов потерпевшего выяснилось, что пистолет, по всей видимости, был тот же, что и у Филинского, но Асаенок ни разу не угрожал его применить. 
 
По свидетельству потерпевшего, оставив его прикованным к дереву и бросив ему плащ, чтобы укрываться от дождя, Асаенок вновь уехал в магазин, потом вернулся, «вышел из машины, прошел метров десять и упал, полежал немного, встал и пошел обратно в машину». Там и сидел. Так прошли день, ночь. Ночью, просыпаясь от боли, Котов кричал, звал Асаенка. Тот не отзывался.
 
Утром 16 сентября Котов с помощью спички и ветки смог открыть наручник и пошел сначала по следам машины Асаенка, потом, «ориентируясь на вышку», наконец, набрел «на мужиков, которые работали». Те вызвали полицию. 
 
- Вы вправе высказать свою позицию об отношении к подсудимым, - сообщила потерпевшему помощник прокурора. - О наказании — строго-не строго, или на усмотрение суда...
 
Я не могу сказать, - ответил Котов и добавил после паузы: -  Я понимаю этого человека. 
 
Следующее заседание по делу назначено на 11 февраля.
 
Сергей Сорокин, «7x7»