В среду, 19 декабря, Госдума РФ во втором чтении приняла закон, предусматривающий, в частности, запрет на усыновление американцами российских детей и расширяющий действие документа на любые страны, нарушающие права россиян, а не только на американцев. За принятие документа проголосовали 400 российских депутатов при необходимых 226, против - 4, воздержались два депутата. Как ожидается, в третьем, заключительном, чтении законопроект «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ» будет принят 21 декабря.

Закон Димы Яковлева является ответом России на так называемый закон Магнитского, принятый в США 6 декабря, который вводит визовые санкции в отношении россиян, причастных, по мнению конгрессменов, к нарушениям прав человека.

«7x7» обратилось за комментарием к тем, кто имеет непосредственное отношение к данной проблеме.

Фото Натальи Макаровой

- Сейчас, когда опубликован список тех депутатов и членов Совета Федерации, которые поддержали изначально данный закон, могу сказать, что я поддержал так называемый закон Димы Яковлева в первом чтении, - рассказал «7x7»Олег Казаковцев (член Совета Федерации от Кировской области). – Тогда российские законодатели вышли с инициативой ввести визовые ограничения по американским гражданам, которые, участвовали в нарушении прав российских граждан, и ВСЁ! Новая поправка об усыновлении появилась позднее. Когда Совет Федерации будет обсуждать данный закон, я лично поддерживать эту поправку не буду. Потому что моя позиция такова: дети в этом процессе не должны участвовать. На территории Кировской области есть дети, которых усыновляют, в том числе и в США. Часто усыновляют детей, имеющих нарушения в развитии. И если мы сами пока не можем устроить судьбу этих детей , то у них должен быть шанс найти приемных родителей, в том числе и на территории Америки.

Без поправки об усыновлении данный закон я поддерживаю: сегодня мы сталкиваемся с тем, что права и наших граждан нарушаются. Но, к сожалению, у нас иногда к законам вешают какие-то прицепы.

Владимир Шабардин (Уполномоченный по правам ребенка в Кировской области):

Фото Натальи Макаровой

- Закон еще не принят в окончательном третьем чтении. Но могу сказать, что там все смешали в кучу. Сам закон – это не закон Димы Яковлева, почитайте внимательно его формулировку: он никаким образом не соотносится с детьми, которые у нас идут на усыновление. Если говорить о том, что для американцев сделали некий список – это одно. А усыновление – это другое, спорная поправка появилась не в том месте, и не в то время. То есть не в том законе, в котором она должна была быть. Следующий момент: то, что у нас есть проблема с американским усыновлением – это факт, еще с 2010 года этот вопрос поднимался, у нас нет нормального российско-американского соглашения по усыновлению. И большинство тех случаев с издевательствами, о которых все говорят, как раз случались в Америке. По Европе таких случаев нет. То, что приоритет нужно отдавать российским усыновителям – это факт. То, что есть доля детей, которых российские усыновители не берут (нуждающихся в лечении) – это тоже факт. При этом: если в прошлом году американцами было усыновлено около 1000 детей по России, из них только 44 ребенка-инвалида. Говорить о том, что американцы усыновляют только наших больных детей – не верно. Российское усыновление по детям-инвалидам: 186 человек за прошлый год, то есть больше, чем американское.

Если мы сейчас запустим закон, а американцы отменят список Магнитского, мы в ответ – что: отменим запрет на усыновление? И есть еще один важный момент, который сегодня озвучил Дмитрий Русских на заксобрании: а что делать с теми детьми, у которых уже готовы документы на усыновление в США. Эти дети в процессе подготовки их к усыновлению с будущими приемными родителями познакомились, и сейчас готовы ехать, а вдруг ему говорят: нет.

Но вместе с тем, делать что-то с американским усыновлением нужно было давно. Там отсутствует должная система четкого контроля по отношению к людям, которые берут на усыновление наших детей. Это тоже факт, и отслеживать судьбу усыновленных детей нужно. При этом приемные родители в США пользуются кучей льгот и выплат. Но если американцы усыновляют ребенка из своей страны, то к «своим» детям отслеживающие органы чуть ли не еженедельно приходят, а к российским никто не ходит.

Фото Натальи Макаровой

- У меня такое чувство, что власть находится в агонии и принимает всякую ерунду, - пояснил «7x7» закон «Димы Яковлева» Михаил Плюснин, руководитель областной детской организации «Вече», член ОПКО. – Начинаются совершенно непонятные и нелогичные действия с ее стороны. Я не понимаю, что это за ассиметричный ответ, запрещающий усыновление – логики в нем нет никакой. Закон принят на эмоциях: вчера сказали – сегодня сделали, в нем нет ни стратегии, ни глобального замысла, ни какого-то позиционирования. Это есть обида маленького ребенка, у которого игрушку отобрали. Полагаю, последствия принятия данного закона для Кировской области будут не очень значительными – насколько я помню, иностранного усыновления у нас было порядка 100 человек в год. Надо развивать свою нормальную процедуру усыновления в области – мы же здесь живем. Мне понравилась одна здравая мысль: если наши депутаты так озаботились судьбой детей-сирот, которых у нас всего около тысячи находится в детдомах, то пусть эти же депутаты (которых тоже около тысячи, если считать Киров и все районы) возьмут себе по ребенку, усыновят – и не будет больше сирот в Кировской области.