На продолжающемся в Верховном суде Коми рассмотрении уголовного дела в отношении Валентина Гаджиева и братьев Фахрудина и Асрета Махмудовых, обвиняемых в организации поджога ухтинского торгового центра «Пассаж» 11 июля 2005 года, жертвами пожара в котором стали 25 человек, вчера, 5 декабря, стороны пытались разгадать тайну семисекундного телефонного звонка семилетней давности, поступившего из принадлежавшего Махмудовым магазина «Строймаркет» на квартиру бабушки Алексея Пулялина, признанного ранее виновным в поджоге «Пассажа» и приговоренного к пожизненному заключению. 
 
В находящейся в уголовном деле и частично исследованной в судебном процессе распечатке тарификации телефонных звонков за 2005 год значится семисекундное соединение с номера телефона, установленного в принадлежавшем Махмудовым и находившемся напротив сгоревшего «Пассажа» магазине «Строймаркет», на номер домашнего телефона бабушки Алексея Пулялина. Этот звонок, зафиксированный компьютерной программой 15 июня 2005 года в 20 часов 40 минут, то есть менее чем за месяц до трагедии, по версии следствия, является одним из доказательств существовавшей связи между  заказчиками преступления (подсудимыми) и его исполнителями – Алексеем Пулялиным и Антоном Коростелевым, имеющим в нынешнем процессе статус потерпевших. Напомним, что сами потерпевшие и подсудимые – категорически заявившие о своей непричастности к поджогу – такую связь отрицают, утверждая, что не были знакомы друг с другом.  
 
Пытаясь найти объяснение загадочному телефонному соединению, Алексей Пулялин во вчерашнем заседании спросил у своего дяди Романа Ивановича, вместе с которым весной-летом 2005 года он проживал в квартире бабушки: «Были ли такие случаи, когда на этот номер (3-44-66, номер домашнего телефона бабушки – «7х7») звонили незнакомые лица и спрашивали такси?»
 
- Да, постоянно, - ответил свидетель. - Потому что у службы такси номер похожий - 3-44-44. Бывало даже, что мать отключала телефон.
 
- Мы здесь уже просматривали тарификацию за 2005 год и видели, что исходящих с номера 3-44-66 в ночное время нет, - констатировал Алексей Пулялин.-  Это было связано с тем, что телефон был выключен?  
 
- Да.
 
- Ваша честь, я возражаю, - вмешался в диалог племянника с дядей представитель гособвинения Юрий Овчинников. - Сторона обвинения считает необходимым обратить внимание присяжных заседателей на то, что мы не видели, чтобы звонков в ночное время за указанный период не было. Они были, как в дневное и вечернее время, так и в ночное в некоторые дни.
 
- В ночное время нет ни одного входящего телефонного соединения, - возразил Алексей Пулялин. - Я вчера буквально просматривал: с мая по июнь ни одного входящего соединения после 11 часов вечера нет. Я это заявляю категорически. 
 
- Ваша честь, - в свою очередь обратился к председательствующему Александру Мищенко защитник Фахрудина Махмудова адвокат Константин Рыбалов, - можно просто предложить стороне обвинения представить свидетелю для обозрения те ночные звонки, о которых говорит прокурор.
 
Юрий Овчинников предложением не воспользовался, а председательствующий пообещал, «если надо», вернуться к исследованию тарификации телефонных звонков.  
 
Между тем Константин Рыбалов продолжил допрос свидетеля Романа Пулялина:
 
 - Когда вы проживали в квартире своей матери и имели место ошибочные звонки, приходилось ли лично вам отвечать на такие ошибочные звонки?
 
- Да, лично я сам отвечал.
 
- Не можете ли вы пояснить нам в таком случае, как долго по времени могло происходить и происходило  это общение? То есть, звонит абонент, говорит: «Здравствуйте, я хочу заказать такси», вы что-то отвечаете. Сколько длился разговор? Минута? Две?
 
- Секунд десять-пятнадцать.
 
- Могло быть семь секунд?
 
- Могло. 
 
Допрошенная следом бабушка Алексея Пулялина подтвердила показания сына о частных ошибочных звонках на номер ее домашнего телефона.    
 
- Вы отключали телефон? – спросил адвокат Рыбалов.
 
- Иногда отключала, иногда по-хорошему объясняла, что вы, мол, неправильно 
набираете номер.
 
- Может, тебе известно, кто звонил на телефон бабушки? – обратился к Алексею Пулялину его сосед по клетке Антон Коростелев.
 
- Мне неизвестно, кто это звонил, мне известно лишь то, что через несколько секунд после этого звонка с исходящего телефона был звонок в службу такси… Эти документы есть в деле. Почему мы их еще не рассматриваем, я не знаю. Я полагаю, что в будущем мы еще вернемся к этому вопросу. 
 
Судебное заседание будет продолжено в следующий вторник, 11 декабря.
 
Сергей Сорокин, «7x7»