26 ноября в Москве у здания ФСИН на Житной улице проходил пикет в поддержку заключенных ИК-6 в Копейске, было задержано как минимум 16 человек. В ОВД “Якиманка” были доставлены 15 из них, на всех были составлены протоколы о нарушении статьи 20.2 КоАП РФ (“нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования”). Вскоре в ОВД “Якиманка” прибыли член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Антон Цветков и руководитель проекта "ГУЛАГу — нет" — Владимир Осечкин. В результате действий Цветкова одному из задержанных — Павлу Шехтману — инкриминировали нарушение статьи 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), и после ночи в ОВД суд постановил арестовать его на 15 суток.
По свидетельствам очевидцев события развивались так:
Анастасия Зиновкина, задержанная на пикете и доставленная в ОВД “Якиманка”, рассказывает, что когда она отказывалась передавать свой паспорт для ксеропокирования сотрудникам ОВД, присутствовавший при этом Цветков высказался в том духе, что “не надо потакать требованиям задержанных”. Далее он начал рассказывать Зиновкиной, что участвуя в политических акциях она “занимается ерундой” и ей нужно выйти замуж за полицейского, среди которых водятся “здоровые, сильные женихи”. Он также вел беседу с Зиновкиной про арестованного Леонида Развозжаева и настаивал, что его не пытали, а также про находящегося в СИЗО по делу 6 мая Владимира Акименкова, утверждая, что тот вовсе не слепнет в СИЗО, а слепой от рождения. Этот разговор также дословно передала ОВД-Инфо другая задержанная — Изабель Магкоева.
Разговор Цветкова с Зиновкиной услышал Павел Шехтман. По словам самого Шехтмана и ряда свидетелей, Шехтман, обращаясь к Зиновкиной, характеризовал Цветкова как “подментованного ***”, а на возражения присутствовавшего вместе с Цветковым в ОВД Владимира Осечкина о том, что Цветков “сорвался из дома ради него” заявил, что он, Шехтман, не обращался за помощью в ОНК и Цветков “может идти на ***”.
Присутствовавший при этом обмене мнениями Антон Цветков обратился к сотрудникам полиции, призывая их вмешаться, и характеризовал сотрудникам ОВД действия Шехтмана как хулигантсво в общественном месте, рассказывает Анастасия Зиновкина. Тот факт, что именно Цветков обратился к сотрудникам полиции подтверждают и другие свидетели перепалки из числа задержанных. После аппеляции Цветкова к сотрудникам полиции, “Шехтмана сразу потащили в клетку”, рассказывают Татьяна Сушенкова и Изабель Магкоева. Шехтман был препровожден в КАЗ, а затем на него был составлен протокол по ст.20.1 КоАП РФ (“мелкое хулиганство”).
Несмотря на то, что остальные задержанные неявным образом поддержали мнение Шехтмана (“все начали аплодировать Павлу” — рассказывает Изабель Магкоева), Цветков “продолжал стоять у входа в зал и общаться со всеми, в том числе и с задержанными” — говорит задержанный Илья Будрайтскис. По чьей просьбе, в каких целях и на каких основаниях член ОНК А.Цветков находился в ОВД Якиманка остается не выясненным.
27 ноября мировой судья Глеб Сибирев, исполняющий обязанности мирового судьи участка №100 Замоскворецкого районного суда, еще до заседания удалил независимых наблюдателей. “Нас выгнали из зала еще до начала судебного заседания”, рассказывает Станислав Поздняков, один из пришедших поддержать Шехтмана. “В ответ на удаление независимых наблюдателей я отказался принимать участие в процессе и сам также покинул зал”, говорит Шехтман. Сибирев рассмотрел дело в отсутствие фигуранта и приговорил Шехтмана к максимальному наказанию, предусмотренному статьей 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) — 15-ти суткам ареста и к штрафу размером 25 тысяч рублей по статье 20.2 КоАП РФ.
ОВД-Инфо, имея продолжительный и положительный опыт сотрудничества с ОНК Москвы и считая данную институцию критически важной в складывающихся общественно-политических обстоятельствах, считает необходимым привлечь к данному инциденту общественное внимание. Поэтому ОВД-Инфо обращается к членам профессионального правозащитного сообщества с просьбой дать правовую и этическую оценку действиям члена Общественной наблюдательной комиссии Антона Цветкова.
Нас интересуют ответы на три вопроса:
На каком основании А.Цветков находился в ОВД Якиманка без напарника по ОНК?
На каком основании А.Цветков вел с задержанными воспитательные беседы, вел политическую пропаганду и касался аспектов личной жизни задержанных?
Не противоречит ли поведение А.Цветкова кодексу этики члена ОНК?
В свою очередь ОВД-Инфо считает действия А.Цветкова аморальными, его пребывание в ОВД Якиманка — нарушающим федеральный закон N 76-ФЗ “Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания”, а инцидент с Анастасией Зиновкиной и Павлом Шехтманом — нарушающим Кодекс этики члена ОНК:
I. Согласно ст. 16 п.1.1 N76-ФЗ член ОНК вправе “посещать места принудительного содержания” в “составе не менее двух членов общественной наблюдательной комиссии “. Прибывший в ОВД Якиманка вместе с А.Цветковым Владимир Осечкин членом ОНК не является.
II. Согласно статье 16 пп.1.2. и 1.3. N 76-ФЗ , в полномочия члена ОНК входит “беседовать с лицами, указанными в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона (за исключением подозреваемых и обвиняемых), в условиях и в порядке, которые установлены уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации;” и “беседовать с подозреваемыми и (или) обвиняемыми, содержащимися под стражей, по вопросам обеспечения их прав в местах принудительного содержания “. Беседы на интимные, политические и иные темы в должностные обязанности члена ОНК не входят.
III. Согласно ст. 7.1. N 76-ФЗ, “члены общественных наблюдательных комиссий руководствуются Кодексом этики членов общественных наблюдательных комиссий”. Кодекс этики члена ОНК был принят Общественной палатой Российской Федерации 12 июля 2012 года и является обязывающим документом, регламентирующим правила поведения члена ОНК.
Ст. 2.1. п.В Кодекса требует от члена ОНК “проявлять корректность и сдержанность к идеологическим и моральным убеждениям лиц, находящихся в местах принудительного содержания, национальным ценностям, культуре, народным традициям и обычаям”. Согласно ст. 2.2. Кодекса, “При осуществлении возложенных полномочий члены ОНК обязаны контролировать свое поведение и не допускать:
а) проявления грубости, высокомерия, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, необоснованных обвинений;
б) оскорбительных выражений, действий угрожающего характера, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение лиц, находящихся в местах принудительного содержания”.
Согласно ст.3.1. Кодекса, “нарушением Кодекса признается невыполнение или ненадлежащее выполнение членом ОНК норм поведения, установленных настоящим Кодексом”. Согласно ст.3.2 Кодекса, “в случае грубого нарушения членом ОНК Кодекса общественной наблюдательной комиссией <...> может быть принято решение о направлении в совет Общественной палаты Российской Федерации представления о досрочном прекращении полномочий члена ОНК”. Грубое нарушение кодекса ст.3.3 Кодекса описывает как “однократное нарушение членом ОНК норм настоящего Кодекса, повлекшее наступление негативных последствий, а также их систематическое нарушение”.
ОВД-Инфо расценивает содержание беседы А.Цветкова с задержанной А.Зиновкиной как набор “предвязытых замечаний” и “оскорбительных выражений”, спровоцировавших “противоправное поведение” административно задержанного П.Шехтмана. Реакция А.Цветкова на реплики П.Шехтмана и его обращение за помощью к сотрудникам полиции мы характеризуем как проявление несдержанности к идеологическим и моральным убеждениям П. Шехтмана. Действия Цветкова, нарушающие Кодекс этики члена ОНК, привели к негативным последствиям в виде заключения Павла Шехтмана под арест на 15 суток.
ОВД-Инфо полагает, что нарушение ст. 16 пп.1.1, 1.2. и 1.3., ст. 7.1. N 76-ФЗ, а также Ст. 2.1. п.В и ст. 2.2. пп. А, Б Кодекса этики является основанием для досрочного снятия с А.Цветкова полномочий члена Общественной наблюдательной комиссии, и обращается к председателю московской Общественной наблюдательной комиссии с просьбой инициировать рассмотрение на заседание ОНК данного инцидента.