В четвертьмиллионной Йошкар-Оле ещё не так давно насчитывалось 6 сельских администраций. Причём, в её состав входили не только приграничные деревни, но и расположенные за десятки километров, например посёлок Кокшайск. После административной оптимизации, проведённой несколько лет назад в составе города осталась лишь ближайшая из них, с центром в посёлке Семёновка. И если собственно Семёновка – уже давно неотъемлемая часть столицы Марий Эл (непосвящённому человеку сложно разобрать, где заканчивается город и начинается посёлок), то вот девять деревень, приписанных к местному территориальному управлению уж точно можно считать городскими анклавами с чисто сельской инфраструктурой.
Проблемы, волнующие местных жителей, ничуть не отличаются от деревенских проблем окраинных районов Марий Эл. Состояние инфраструктуры, включая дороги, водопроводы, газ, электричество, в пяти километрах от Йошкар-Олы и даже в номинально городской черте (как в Данилово) в начале 21 века ещё далеко от идеального. Где-то нужно укрепить дорогу щебнем, где-то решить вопрос с ресурсоснабжающими организациями. В Шоя-Кузнецово, например, местное население вынуждено оплачивать водопроводную воду по уникальной системе – деньги с них берёт не только водоканал, но и энергетики, потому что насос, добывающий воду, работает на электричестве! Самая крупная из городских деревень, Данилово, до сих пор живёт без нормальной системы водоснабжения. Жители почти 300 частных домов по большей части используют привозную воду, так как существующий водоносный пласт исчерпал себя несколько лет назад. В планах ближайших двух лет – подключить даниловцев к централизованной городской системе водоснабжения.
Фото Дмитрия Любимова
Обсудить больные темы старост деревень, относящихся к городу, пригласил мэр Йошкар-Олы Олег Войнов. Активная жизненная позиция общественников мэру импонирует. Поэтому свой разговор с деревенскими жителями Олег Павлович начал с заявления о том, что на его взгляд неплохо было бы перевести отношения с людьми, грамотно модерирующими общественный интерес на местах, да и много делающими своими руками для благоустройства родных населённых пунктов, на материальные рельсы.
- Хоть городской бюджет, как обычно, невеликий, думаю мы проведём работу и найдём средства, чтобы оплачивать труд старост, председателей уличных комитетов, которые стремимся возрождать в городе.
На практике это должно вылиться в разработку соответствующего документа, обосновывающего необходимость выделять бюджетные средства. Затем документ должны обсудить депутаты городского Собрания. Ну, а уж если они согласятся с предложением мэра, так тому и быть.
Начальник Семёновского территориального управления Вера Тукманова вспоминает, как оплачивался труд старост деревень в советские времена:
-Деньги небольшие, конечно, точную сумму я не назову. Но её величина зависела, допустим, от количества домов в населённом пункте. Вообще, считаю, что такая мера поддержки наших людей на местах назрела. По сути, у нас эта работа, в формате ТОСов, и не прекращалась никогда. В деревнях установлено ночное дежурство летом, какие-то вопросы оперативно решить нужно – связываемся со старостами. Или наоборот, всю оперативную информацию получаем после их звонков.
Фото Дмитрия Любимова
Первые же результаты близкого общения мэра и старост можно будет проанализировать сразу после наступления зимы. Городские деревни заверили в намерении улучшить качество очистки дорог от снега. Семёновское управление получило от муниципалитета специально предназначенный для этих целей трактор. Принцип его действия на закреплённой территории Олег Войнов утвердил следующим образом:
- Сначала убираются отдалённые деревни, ну а Семёновка – в последнюю очередь.
К такой тактике будут прибегать из-за многочисленных жалоб жителей: зимой работающие как правило в Йошкар-Оле жители деревень регулярно сталкиваются с проблемой – дорога не расчищена, маршрутки не доезжают, да и личный автотранспорт не может выехать.