Сегодня, 21 ноября, в Сыктывкарском горсуде продолжилось рассмотрению иска санитарки Коми республиканской психиатрической больницы (КРПБ) Светланы Пунеговой, требующей признать незаконными действия медперсонала вышеназванной больницы и городской Станции скорой медицинской помощи по насильственному водворению ее в психиатрический стационар в сентябре прошлого года. Судья Иван Олейник удовлетворил ходатайство представителя г-жи Пунеговой о привлечении в качестве соответчика по делу врача-психиатра Алексея Королева, принявшего решение о недобровольной госпитализации истицы. 
 
Напомним, в прошлом году все началось с того, что палатная санитарка 8-го отделения производства стационарных экспертиз КРПБ Светлана Пунегова, человек социально активный, стала открыто поднимать вопросы о несправедливом, на ее взгляд, распределении премий, стимулирующих надбавок к зарплате и составлении неудобных графиков работы сотрудников отделения. Непосредственных руководителей санитарки ее активность, мягко говоря, не радовала, и накануне ожидавшейся проверки из головного офиса больницы, назначенной на 22 сентября, Пунеговой предложили выйти на больничный, чтобы «успокоиться». Не вняв советам  начальства, санитарка на работу вышла, более того, на утренней планерке сообщила об упущениях предыдущей смены, выразившихся в нарушении техники безопасности и санэпидрежима. Претензии отработавшей к тому времени три года в отделении Пунеговой не понравились недавно назначенной  старшей медсестре Ольге Поповой, которая пожаловалась на подчиненную исполняющей обязанности завотделением Юлии Абрамянц, а та поговорила о «неадекватном», «дезорганизующем работу» поведении санитарки с исполняющим обязанности завдиспансером КРПБ Алексеем Королевым. Работающий по совместительству в должности участкового врача-психиатра диспансера Королев вызвал Пунегову к себе в кабинет и после часовой беседы определил у никогда не жаловавшейся на свое душевное здоровье санитарки симптомы острого психотического состояния, после чего принял решение о направлении Светланы Пунеговой  с диагнозом «Шизофриния:дебют» для недобровольной госпитализации в психиатрический стационар КРПБ.
 
Прибывшая по звонку врача-психиатра бригада скорой помощи на глазах у изумленных работников отделения силой выволокла категорически нежелавшую госпитализироваться санитарку на улицу, затолкала ее в машину и доставила в приемный покой КПРБ. В тот же день Пунегову поместили в закрытое отделение больницы. От прелестей принудлечения Светлану Пунегову, скорее всего, спасло то, что по дороге в стационар она догадалась позвонить правозащитнику Виктору Торлопову, который оказывал ей юридическую помощь в ее жилищной тяжбе с властями: мать двоих несовершеннолетних детей добивалась, чтобы их ветхий дом официально признали непригодным для проживания. Утром следующего дня г-н Торлопов встретился с замглавврача больницы и проинформировал его о том, что случившимся заинтересовалась пресса. В тот же день, 23 сентября, Пунегова была осмотрена комиссией врачей-психиатров, ненашедшей оснований удерживать санитарку в больнице против ее воли. 
 
Уголовное дело, возбужденное по заявлению Пунеговой по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.128 УК РФ (Незаконное помещение лица в психиатрический стационар), расследовалось следователем сыктывкарского отдела Следственного управления Следственного комитета РФ по Коми шесть месяцев, после чего было прекращено за отсутствием в действиях врача-психиатра Алексея Королева, а также врачей скорой помощи и приемного отделения КРПБ состава преступления. Решающим основанием для прекращения дела явилось заключение комплексной судебной психолого-психиатрической комиссии экспертов госцентра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, которая пришла к выводу о том, что у Пунеговой «обнаруживается психическое расстройство в форме смешанного расстройства личности». По оценке экспертов, об этом свидетельствуют такие, присущие «подэкспертной» особенности, как «стеничность(высокая работоспособность - "7х7"), повышенная социальная активность, стремление быть в центре внимания, обостренное чувство справедливости...» Помнится, что примерно такие же заключения и на подобных же основаниях специалисты института Сербского выносили и в 60-70 годах прошлого века, когда этот центр считался синонимом карательной психиатрии в СССР. 
 
Между тем Светлана Пунегова, в сентябре прошлого года оставшаяся без работы (руководство сначала не допустило ее до работы, а затем уволило за прогулы), в мае нынешнего года в судебном порядке была восстановлена в той же должности и в том же отделении КРПБ с выплатой среднего заработка за все время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
 
Однако руководство КРПБ, как выяснилось, не считает, что в скандальном деле должна быть поставлена точка. На предыдущем судебном заседании по настоящему делу представитель больницы заявил о том, необходимость госпитализации Пунеговой в недобровольном порядке не утратила актуальности. А сегодня другой представитель КРПБ, Владимир Жохов, сообщил, что на днях истица была отстранена от работы, поскольку не явилась на освидетельствование так называемой психиатрической подкомиссией, на которое ее направил все тот же психиатр Королев. 
 
Чуть позднее Светлана Пунегова пояснила корреспонденту «7x7», что 11 ноября, после положенного ей трудового отпуска, она вышла на работу, переоделась и готова была приступить к своим обязанностям санитарки, но была отстранена от работы юристом Жоховым и сотрудницей отдела кадров, которые сослались на соответствующий приказ главврача КПРБ. «В приказе написано, что я не полностью прошла медосмотр, - сообщила г-жа Пунегова. - Но это несерьезное основание: в прошлом году у нас вся больница, в том числе и я, полгода без медосмотра работала и претензий не было. Кстати, раньше осмотр у психиатра был необходим только при поступлении на работу в больницу. Сейчас ввели для всех, а для меня сделали исключение, направив на обследование психиатрической подкомиссии». 
 
- Вы опасаетесь туда идти?
 
- Ну, конечно. 
 
- Какая, на ваш взгляд, преследуется цель? Вынудить вас уволиться с работы? 
 
- Мне кажется, положить, как год назад, и начать лечить. Скорее всего, они жалеют, что тогда меня оттуда выпустили. 
 
Считая действия руководства КРПБ продолжением творящегося в отношении нее произвола, Светлана Пунегова оспорила приказ об отстранении ее от работы и направление на психиатрическое обследование, подав исковое заявление в Эжвинский райсуд, 
 
А в настоящем процессе судья Иван Олейник удовлетворил сегодня ходатайство Виктора Торлопова, представляющего интересы Светланы Пунеговой, о привлечении в качестве соответчика по делу врача-психиатра Алексея Королева. В то же время суд счел несвоевременным допрос палатной санитарки отделения №8 КРПБ Эллы Мининой, которая была готова засвидетельствовать, что на момент принятия решения о насильственном помещении истицы в стационар та находилась в нормальном психическом состоянии.        
 
Следующее заседание по делу назначено на 11 декабря с.г.
 
Сергей Сорокин, «7x7»