Состоявшиеся сегодня в администрации Сыктывкара публичные слушания были, пожалуй, самыми бурными за последнее время. На повестке дня стояло 16 вопросов, но яростные споры вызвал один из них – застройка части территории ботанического сада КГПИ.
Участникам слушаний объяснили, что на территории Ботанического сада КГПИ запланировано строительство жилого дома. Фото Игоря Бобракова
Скандал разразился еще до самих слушаний. Уже за 20 минут до их начала небольшой зал был забит до отказа, людей охранники тормозили даже на лестнице, ведущей на третий этаж. Корреспондента «7x7» тоже пытались не пустить. Милостиво разрешили это сделать, лишь узнав, что я журналист.
Всего зарегистрировалось 160 человек, но людей было явно больше. Многие просто не смогли попасть в зал и стояли у входа. Сидячие места в основном занимали те, кто потом проголосовал за застройку. Противники фактического уничтожения сада сразу же потребовали перенести публичные слушания в другое, более просторное помещение.
Председательствующий на слушаниях вице-мэр Сыктывкара Вячеслав Козьяков сообщил, что сейчас «в администрации обсуждался вопрос» об аренде для проведения таких мероприятий расположенного в здании муниципалитета кинотеатра «Парма-2». Пока кинозал для этого не готов. Впоследствии тем, кто все-таки требовал немедленного переноса слушаний, заместитель главы администрации советовал идти в «Парму-2», где сейчас идет киносеанс.
Вопрос о ботаническом саде в повестке дня стоял на седьмом месте. Слушания начались с вопроса о чисто техническом изменении одного из положений Правил землепользования и застройки. Сути этих изменений почти никто не разобрал. Когда дело дошло до голосования, из зала последовали реплики:
– Кому-то что-то вообще понятно или нет?
– Человеческим языком можно объяснить?
– Мы не поняли ничего!
– Поясните суть изменений!
Фото Игоря Бобракова
Тогда «мемориалец» Павел Андреев предложил: пока не будут обеспечены нормальные условия, по всем пунктам голосовать «против». Активные общественники его поддержали, упирая не только на то, что многие не смогли попасть в зал, но и также на тот факт, что люди об этих слушаниях не были должным образом оповещены. Но вице-мэр настоял на голосовании, и пассивное большинство подняло руки «за».
После этого Вячеслав Козьяков переставил вопрос о ботаническом саде на второе место и приступил к обсуждению самого больного пункта повестки дня. Суть его заключается в том, что земельный участок под садом передан из федеральной собственности в республиканскую, в лице Агентства по управлению имуществом РК, которое запланировало на части территории построить многоэтажный жилой дом.
Фото Игоря Бобракова
Докладчик – начальник отдела земельных отношений этого агентства Валентина Колесина – начала свое выступление с весьма туманного предложения:
– Мне бы хотелось довести информацию более шире. Не затрагивая этот конкретный земельный участок, озвучить информацию, которая отражает правовую основу наших действий, отражает вопрос неэффективно используемых федеральных земель.
Упор докладчик делала на то, что, если земля под ботаническим садом является федеральной собственностью, то ни Республика Коми, ни муниципальное образование в лице администрации не имеют права самостоятельно распоряжаться этим земельным участком. А федеральная политика направлена на развитие жилищного строительства.
– У нас есть неэффективно используемый федеральный земельный участок, мы можем там построить жилой дом и восстановить сквер, – заявила чиновница. – На сегодняшний день образовательное государственное учреждение (имеется в виду КГПИ – «7x7») вам сквер тут не обустроит, на это не выделяются средства…
Ее невнятную, засоренную канцеляризмами речь прервал один из слушателей:
– Вы скажите: вы за то, чтобы там был сад или нет?
– А вы выслушайте меня, – ответила чиновница. – Что вы хотите, чтобы сразу: да или нет?.. Это не болтовня, это должны знать все граждане.
Все дальнейшие рассуждения чиновницы ясности не внесли. И сразу после того, как она закончила, общественники перешли в атаку.
– В городе есть немало участков, находящихся в федеральной собственности, но почему именно кусок, на котором растут деревья, является самым лакомым для наших ненасытных застройщиков? – поинтересовался фотокорреспондент Андрей Аксеновский. – Сад находится на возвышенном месте, это легкие нашего города. Почему мы именно это место отдаем под застройку?
Внятного ответа он не получил.
– Этот сад надо облагородить и передать городу, – предложила активист движения «Экологи Коми» Нина Кустова. – Он находится почти на кольце, который является самым загазованным участком нашего города. Уничтожение зеленой зоны в этом месте повлечет за собой увеличение легочных заболеваний, а также аллергических и онкологических.
– Сегодня речь идет не об уничтожении зеленой зоны, а о переводе одной зоны в другую, – пытался объяснить Вячеслав Козьяков, но его слова были встречены хохотом.
– Вы издеваетесь над нами? – съязвил один из присутствующих.
Фото Игоря Бобракова
– Вы же только что сказали, что мы переводим кусок зеленой зоны для того, чтобы построить там дома, – поправил председательствующего член Общественной палаты Коми Александр Попов. – При этом вы не учитываете мнения союза врачей Коми, которые сказали, что за последние несколько лет до пяти процентов увеличилось число больных людей.
Один из присутствующих попытался поддержать вице-мэра:
– Получается так, что если мы сейчас не решим вопрос, что делать с этой землей, то Москва опять заберет эту землю себе и построит там, чего захочет, не спрашивая нас.
Но его тут же осадил почетный гражданин Сыктывкара, заслуженный строитель РСФСР Леонид Траппер:
– Все разрешения на строительство дает администрация города.
Фото Игоря Бобракова
Когда дело дошло до голосования, общественники усомнились в непредвзятости тех, кто будет считать. И лидер движения «Экологи Коми» Владилена Гимадиева, взобравшись на стул, сама стала пересчитывать поднятые руки.
Фото Игоря Бобракова
Когда поднялись руки за застройку, раздались крики: «Позор!» Но «за» проголосовало всего 43 человека. Зато «против» – 67. После объявления результатов раздались аплодисменты.
Уже в коридоре известная общественница и защитница животных Светлана Уваркина сообщила «7x7», что сидевшая рядом с ней женщина призналась в том, что предприятие, в котором она работает, должно было «поставить» на эти слушания 120 статистов, чтобы те проголосовали так, как надо администрации. Однако сама эта женщина пришла по этой разнарядке и проголосовала «против».
Победу общественников, увы, нельзя назвать абсолютной. Еще вчера на пресс-конференции сыктывкарский градоначальник Иван Поздеев заявил, что публичные слушания носят всего лишь рекомендательный характер.
Игорь Бобраков, «7x7»