Настя Свистунова и Лера Балкова учатся в мурманской школе–интернате № 3, в которой живут дети с ограниченными возможностями со всего региона. У обеих девочек диагноз «врождённая тугоухость», что разумеется, не делает их жизнь легче. Но недавно им пришлось столкнуться с новыми трудностями.
Фото Александра Борисова
С начала учебного года Настя и Лера начали ходить в студию изобразительного искусства, расположенную в Первомайском доме творчества, но спустя месяц им отказали в возможности продолжать занятия рисованием.
- Мне позвонили из Дома творчества и сказали, что у наших девочек 30 сентября – последний день обучения, - говорит классный руководитель Ольга Павлова. - Я пошла туда сама и поговорила с директором Розой Евгеньевной. Она мне ответила, что их учреждение не имеет права обучать глухонемых, потому что у них нет условий, нет такой определённой записи в уставе, поэтому она предложила или в художественную школу девочкам поступать или ездить в дом творчества, где такая лицензия есть.
Фото Александра Борисова
Классный руководитель девушек Ольга Александровна не первый год работает в школе–интернате. Она прекрасно знает, что, как правило, дети, лишённые слуха, очень хорошо рисуют. Так природа хоть как-то компенсирует глухоту. Поэтому лишение Насти и Леры возможности заниматься – драма для подростков. Что касается их родителей, то они некорректный отказ восприняли как личное оскорбление.
- У нас в законе о защите прав ребёнка написано, что оснований для отказа заниматься творческим развитием детей, ни у каких обучающих учреждений нет. Отказать можно, только если есть медицинские противопоказания, и отсутствие у моего ребёнка слуха – это не основание для отказа, - возмущается Руслан, отец Насти.
Еще одной трудностью для родителей является то, что их дети должны научиться воспринимать себя, как полноценных членов общества. Однако подобные прецеденты снижают уверенность ребенка в себе и своих возможностях.
- Это очень большая травма для детей. Им всё время объясняли, что отсутствие слуха – не такая большая проблема, что они нормальные: могут учиться, сдавать на права. Теперь вся эта работа пошла насмарку, сейчас им заново придётся доказывать, что не нужно опускать руки и надо как-то жить дальше, - говорит Евгений, отец Леры.
С тем, как непросто жить в обществе звуков человеку, лишённому слуха, регулярно сталкивается председатель регионального отделения всероссийского общества глухих Виктор Нелипа. К слову, сейчас в Мурманской области проживает порядка 40 000 людей с такими проблемами. Виктор Иванович утверждает, что их права нарушаются часто, - чиновники и различные организации не всегда стремятся соблюдать законодательство.
Фото Александра Борисова
- То, что к занятиям не допускаются дети с нарушением слуха или речи - обыкновенная дискриминация. Это противоречит Конвенции ООН о правах инвалидов, которая ратифицирована недавно Россией. И мы серьёзно озабочены этой проблемой, - говорит Виктор Нелипа.
Получить комментарии от представителей Первомайского дома творчества корреспонденту «7x7» не удалось, - директора не оказалось на месте. Но в городском комитете по образованию о случившемся уже знали и заверили в том, чтонеприятный инцидент исчерпан.
Итог таков: дети будут заниматься, но индивидуально. Для работы с девочками выделены дополнительные часы. Возможно это даже лучше, так как позволит уделить больше внимания развитию детских способностей.
Для Насти и Леры – это радостная новость. Теперь главное – чтоб взрослые сдержали своё обещание, ведь в мире, где есть звук, часто бывает так, что люди не слышат друг друга.