Известные правозащитники и эксперты Людмила Алексеева, Игорь Юргенс, Борис Пустынцев и Валентин Гефтер намерены продолжить свою работу в президентском Совете по правам человека. Об этом «Известиям» рассказал глава Совета Михаил Федотов.
— Четыре человека, которые заявили о том, что выходят в знак протеста против системы ротации, вернулись. Поскольку система ротации, которую мы в конечном счете выработали, всех устроила, — заявил в интервью «Известиям» руководитель СПЧ Михаил Федотов.
По его словам, «возвращенцы» продолжат работать в совете, но каждый на своих условиях.
— Они готовы работать в обновленном совете с Путиным. Но они не готовы работать в совете бог знает с кем, — говорит Федотов. Напомним, что Юргенс, Алексеева, Гефтер и Пустынцев стали последними членами совета, громко объявившими о своем выходе из СПЧ в начале июля этого года.
С президентским советом не расстанется и председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, обещает Федотов.
— Ее выход очень двойственный, потому что, с одной стороны, она заявила, что выходит из состава совета, а с другой стороны — продолжает свою работу в нем, — уверяет Михаил Федотов.
«Известиям» удалось поговорить с большей частью «возвращенцев». Так, директор Института прав человека Валентин Гефтер заявил, что его сейчас волнуют прежде всего три момента: наступление на гражданские свободы при новом президенте, неуважительное отношение к Совету по правам человека и его будущий состав.
— Если во всех трех компонентах будут позитивные изменения, тогда имеет смысл работать дальше, — говорит правозащитник.
Борис Пустынцев подтвердил, что готов вернуться в совет, если будут возвращены прежние механизмы формирования СПЧ.
— Я вышел из СПЧ, когда с подачи Вячеслава Володина (первый замглавы администрации президента - Известия) и с согласия Михаила Александровича (Федотова. — Известия) были изменены принципы набора членов совета. Я хочу, чтобы, как и прежде, новых членов совета, рекомендовали мы, — говорит Пустынцев.
Глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева заявила «Известиям», что примет решение о возвращении в совет, когда будет известен его окончательный состав.
— Если список членов совета, который понесут на утверждение президенту, будет включать порядочных и работоспособных людей, то я готова остаться. Если это будут люди «чего изволите» или неработоспособные, я не хочу тратить свои очень небольшие силы на работу в этом совете, — сказал Алексеева.
С директором ИНСОР Игорем Юргенсом связаться не удалось. Как объяснили «Известиям» в институте, Юргенс сейчас находится в длительной командировке и про его планы на СПЧ пока ничего неизвестно.
Не исключено, что возвращение в СПЧ Алексеева, Юргенс, Гефтер и Пустынцев связали с обещаниями Федотова, что новый состав будет не менее профессиональным, чем прежний. Сам Федотов заверил «Известия», что СПЧ — это не представительный, а экспертный орган в области защиты прав человека и развития гражданского общества.
— Поэтому здесь изначально должны быть именно правозащитники, — сказал он.
Ушедшие из СПЧ эксперты поняли, что членство в свете — это не только возможность реально помогать людям, но и быть политически активным, вхожим в любой кабинет, объясняет гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин.
— Их уход был скорее эмоциональным. Сейчас, очевидно, они решили, что с Путиным можно попытаться найти общий язык, — считает Бунин.