Известный российский медиамагнат и банкир Александр Лебедев намерен продать все свои активы в России. Успешный бизнесмен, выходец из КГБ Лебедев опасается уголовного преследования по политическим мотивам и растущего давления со стороны властей, сообщают информационные агентства.
Банкир Лебедев обеспокоен тем, что с ним могут поступить, как с известным блогером и юристом Алексеем Навальным, то есть, предъявить какое-нибудь обвинение и взять подписку о невыезде. По словам медамагната, с наибольшей долей вероятности, обвинения ему будут предъявлены по статье "хулиганство" в связи с инцидентом, происшедшим на съемках телепередачи "НТВшники" в сентябре 2011 года, когда Лебедев ударил по лицу бизнесмена Дмитрия Полонского.
Банкир также отмечает, что в России в настоящее время наметилась тревожащая его тенденция - гонение на инакомыслящих, что стало практикой после возвращения Владимира Путина на пост президента России.
Лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин считает, что опасения Александра Лебедева вполне обоснованы:
– Лебедев не скрывает своего интереса к политике. Он поддерживает отдельных политиков, финансирует "Новую газету", которая является очень критичной по отношению к власти. На него постоянно оказывается давление, в банке проходят какие-то обыски, наверняка есть еще какие-то формы воздействия и давления, о которых он не говорит вслух.... Это случай еще раз показывает, что в России нет независимого бизнеса. Бизнес в России должен соблюдать жесткие условия, которые ему диктует власть. Эти условия не основаны на законе. Бизнес должен быть лояльным либо просто нейтральным, и никаким образом не участвовать в политике. А если участвует, то крайний случай возмездия – это пример Ходорковского, – уверен Сергей Митрохин.
Проживающий за рубежом, бывший главный юрист нефтяной компании ЮКОС Дмитрий Гололобов не спешит связывать конфликт банкира Лебедева с его политической деятельностью:
– Какого-то накала как, например, в случае с Евгением Чичваркиным, в случае с Лебедевым нет. Ему не предъявляются какие-то официальные обвинения, претензии не формализуются. Вполне возможно, что-то происходит глубоко и наружу не выходит. Но это "что-то" от общественности скрыто. Я знаю довольно много людей, которые жили в России, а потом – раз! – и каким-то образом появились в Лондоне. Без объяснений. Часть этих людей просто продает бизнес, потому что устали работать в России. Заработали достаточно и сказали – все, я не хочу больше заниматься бизнесом в России, хочу спокойно жить в Лондоне на заработанные деньги. Поэтому я бы не искал черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет.
– Но Лебедев – не просто крупный бизнесмен, он еще и владелец ряда СМИ, в том числе оппозиционной "Новой газеты", которая много пишет о коррупции в высших эшелонах власти.
– Ну есть определенное количество оппозиционных газет, которым разрешено существовать в России. Создается некий баланс, некая видимость соблюдения свободы слова. Если хозяин такого СМИ не переходит определенные границы, ничего страшного с ним не происходит. Я приведу другой пример. "Эхо Москвы" принадлежит "Газпроммедиа". И что? "Газпроммедиа" же не пытается его задавать. Поэтому я не думаю, что Лебедева преследуют за то, что он хозяин газеты... У меня нет такого ощущения.
– Ну а в чем тогда, по-вашему, причина конфликта?
– Мне кажется, тут совпадение неких мотивов, и ни один из них не является решающим. Я бы сказал, что на человека еще не наехали до такой степени, что ему надо выезжать. В то же самое время, человек мог решить, что он заработал в России все, что мог, и у него больше нет особых перспектив. Отсутствие перспектив вести бизнес тоже является основанием для того, чтобы уехать. Но я не вижу такого основания, по крайней мере, оно публично не освещено. Мне кажется, если оно достаточно серьезно, оно должно быть обязательно освещено публично. Вспомните Михаила Гуцериева – был скандал, того же Чичваркина – тоже скандал, других – тоже были скандалы. В упомянутых мною случаях все выплывало наружу, и всем было понятно, что произошло, вокруг чего были конфликты.
– Несколько месяцев в Национальном резервном банке Центробанк и ФСБ проводили проверку. Лебедев назвал эту ее политически мотивированной. Как вы это объясните?
– Во многих банках проходят обыски, просто об этом они не говорят. Для банковской деятельности это совершенно нормально. Кто-то начинает раздувать из этого историю, говорит, что его преследуют. Обыск часто связан с каким-то конкретным клиентом. Чем больше банк, тем чаще обыски и изъятие документов.
– Давайте подведем итоги нашей беседы.
– Мотивы поступка Лебедева, вполне возможно, являются либо личными, либо связанными с не очень успешным бизнесом, либо еще с чем-то подобным. Все наблюдения последних лет говорят, что люди уезжали, громко хлопнув дверью, когда у них были серьезные конфликты, переросшие в публичные, – считает Дмитрий Гололобов.
Александр Лебедев владеет в России активами в сфере сельского хозяйства, в строительстве, в банковском и медиа-секторе. Он совладелец оппозиционной "Новой газеты". Состояние бизнесмена оценивается в 1,1 млрд. долларов.