Сегодня Сыктывкарский горсуд приступил к рассмотрению коллективного заявления десяти сыктывкарских правозащитников и гражданских активистов, которые просят признать незаконными действия властей по разгону стихийного митинга граждан, состоявшегося 10 декабря прошлого года на Театральной площади столицы Коми в рамках всероссийской акции протеста против нечестных выборов.
Большая часть заявителей – члены Коми правозащитной комиссии (КПК) «Мемориал». Среди них – председатель правления КПК Игорь Сажин и Эрнест Мезак, которого во время митинга жестко задержала полиция и поместила в спецприемник.
В качестве ответчиков в заявлении указаны администрация Сыктывкара, МВД по Коми и Управление МВД России по Сыктывкару.
В своей жалобе заявители напоминают суду об обстоятельствах, послуживших причиной схода граждан на Театральной площади (массовые фальсификации результатов выборов в пользу «Единой России»), а также о реакции властей, воспрепятствовавших проведению мирного собрания, закончившегося разгоном и задержанием многих его участников.
Заявители полагают, что тем самым нарушены статьи 10 и 11 Европейской конвенции по правам человека, которая гарантирует право граждан в ситуациях, вызывающих у части общества спонтанную протестную реакцию, провести мирное собрание без выполнения предписанной законом процедуры уведомления властей о планируемом мероприятии.
В сегодняшнем заседании под председательством судьи Ивана Олейника Эрнест Мезак, представляющий интересы всех заявителей, расспрашивал представителей ответчиков о действиях властей, предпринятых для предотвращения и разгона митинга на Театральной.
В ходе расспросов представителя администрации Сыктывкара и при изучении предоставленных мэрией документов стали известны некоторые любопытные детали, говорящие об отношении властей к протестным акциям. В частности, выяснилось, что из пяти поданных в горадминистрацию уведомлений о намерении провести 10 декабря в центре Сыктывкара пикеты не были согласованы два, поданных от имени частного лица, собиравшегося устроить публичные акции в центре города в знак протеста против фальсификации выборов. Разрешения мэрии на проведение пикетов на тех же площадках и почти в то же время получили региональные отделения «Молодой гвардии» «Единой России» и «Патриотов России»: «молодогвардейцам» предоставили Театральную площадь с 16.00 до 20.00 для «поздравления жителей Коми с днем Конституции», площадку на перекрестке улиц Первомайская-Коммунистическая - для продвижения проекта «Подари ребенку радость», а «Патриотам России» дозволили у торгового центра «Детский мир» и драмтеатра распространять газету «Патриоты России».
- Если вы согласовали проведение пикета «Молодой гвардии» на Театральной площади, зачем же вы отключили на ней свет? – спросил г-н Мезак у представительницы мэрии, напоминая тем самым всем присутствующим обстоятельства, предшествовавшие разгону мирного схода граждан. - Техника снегоуборочная тоже по мановению палочки там появилась?..
Внятного ответа не последовало…
Представитель МВД по Коми, когда судья предоставил ему возможность изложить позицию ведомства, использовал тот же международный документ, с помощью которого заявители решили доказать незаконность действий властей. А именно – пункт 2 статьи 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, устанавливающий, что «осуществление прав на свободу собраний и объединений не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц».
- Митинг 10 декабря был незаконен и не соответствовал федеральному закону о собраниях, также был нарушен порядок проведения публичного мероприятия. Кроме того, заявители не подчинялись законным требованиям, - оправдывал действия полиции представитель МВД по Коми. - Сама конвенция говорит о том, что нам не запрещено на законных основаниях пресекать и ограничивать граждан в публичных мероприятиях.
- Хочу напомнить вам, что 10 декабря митинги прошли в десятках городов нашей Родины. Все они – все! - не отвечали требованиям закона, - возражал Эрнест Мезак. - Но разогнали митинги только у нас и еще, по-моему, где-то в Твери. Что мешало милиции Коми обеспечить мирное проведение мероприятия?
- В целях охраны общественного порядка и защиты прав других лиц и граждан, которые не участвовали в митингах, которым был затруднен проход, проезд, - заученно произнес старший лейтенант полиции.
- Какие еще общественные интересы вы преследовали разгоном митинга?
- Охрану общественного порядка.
- Каким образом он (митинг – «7x7») нарушал общественный порядок?
- Проход граждан по территории Театральной площади и улице Коммунистической.
- Так любой митинг, даже согласованный, мешает гражданам проходить! – взывал к здравому смыслу г-н Мезак. - Хорошо… Поясните, пожалуйста: собрание было мирное?
- Не знаю. Было незаконным и все…
Судья Олейник отложил слушание дела на июль с.г., прежде удовлетворив ходатайства Эрнеста Мезака об истребовании у ответчиков, в частности, информации об обстоятельствах отключения света на Театральной площади, о пикете «молодогвардейцев», а также оперативных видеоматериалов о разгоне митинга 10 декабря.