Сегодня, 23 марта, судья Сыктывкарского горсуда Александр Печинин вынес постановление об изменении пенсионерке и инвалиду 3 группы Галине Томовой меры пресечения - с содержания под стражей на домашний арест. Двумя днями ранее муж и дочь г-жи Томовой провели в центре города одиночные пикеты с требованием отменить решение мирового судьи Катаевского судебного участка столицы республики Юлии Агранович об аресте больной женщины, обвиняемой в преступлении незначительной тяжести. 

Сыктывкарский горсуд заменил Галине Томовой реальный арест на относительный.    
 

Предыстория событий последних дней относится к началу прошлого года. Соседи по дому с верхнего этажа делали ремонт, который причинил ущерб квартире Томовых. Создавшаяся конфликтная ситуация с течением времени только усугублялась. Стороны написали друг на друга немало заявлений в правоохранительные органы, остававшихся без ответа, пока полиция не возбудила против Галины Томовой уголовное дело по ст.167 ч.1 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества) за то, что она якобы кинула камнем в машину потерпевшей Жанны Шмидт.

В сентябре прошлого года в отношении г-жи Томовой была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, а после того, как она не явилась на два заседания суда по ее делу, назначенных на начало этого года, подписку о невыезде заменили на домашний арест. 7 марта, в день очередной неявки в суд обвиняемой, судья Агранович вынесла постановление о заключении Галины Томовой под стражу. Пенсионерка, которой в мае этого года исполнится 60 лет, была объявлена в розыск и схвачена полицейскими сразу после посещения ею председателя Сыктывкарского горсуда, к которому она 16 марта ходила жаловаться на несправедливое к себе отношение со стороны судьи и дознавателя.

19 марта от замначальника сыктывкарского СИЗО судье Агранович поступило ходатайство об изменении подсудимой Томовой меры пресечения, поскольку у нее имеются многочисленные заболевания, она является инвалидом 3 группы, «по медицинским показателям нуждается в регулярном наблюдении терапевта, кардиолога, эндокринолога, невролога, что в условиях содержания под стражей в следственном изоляторе невозможно...».

В этот же день суд под председательством Агранович вынес постановление о направлении подсудимой на медицинское освидетельствование, однако ни 19 марта, ни в течение двух последующих дней освидетельствование проведено не было, и позавчера муж и дочь Галины Томовой вышли на Театральную площадь города с плакатами: «Судья Агранович убивает мою жену, прокуратура бездействует» и «Не дайте судье Агранович убить мою маму».

Сегодня после полудня Сыктывкарский горсуд рассмотрел жалобу г-жи Томовой на постановление о заключении ее под стражу, вынесенное мировым судьей.           

- Я хочу сказать, что ничего никогда не пропускала, - заявила в судебном заседании арестантка. - Если были повестки, я либо звонила, когда не могла, либо у меня больничный был, и я предупреждала. Как я могу скрыться с больной ногой и в положении, когда по диабету мне каждый день надо пить лекарство, соблюдать диету? Куда я убегу? Разве я похожа на человека, который скрывается? И ради чего мне скрываться, если я не виновата в инкриминируемом мне преступлении?..

Один из представителей г-жи Томовой в суде, правозащитник Виктор Торлопов заявил, что мировой суд «наказал человека, невзирая на принципы справедливости и гуманизма»: «Есть у нас такой президент-юрист Медведев, который сказал, что такие вещи, как арест, должны быть исключительными мероприятиями и в отношении больных лиц не должны применяться. Последние дела - и Магницкого и других - вызвали общественный резонанс. То, что сейчас творит мировой судья, называется судебным произволом и, не дай бог, если что случится с человеком. Кто тогда будет нести ответственность? Характер заболеваний подсудимой никоим образом не давал права помещать человека в данное заведение».

Член Общественной палаты Коми Александр Щиголев, еще один представитель г-жи Томовой, высказал мнение, что и прежние меры пресечения, которые выносились в отношении его доверительницы, были чрезмерными, учитывая незначительную тяжесть преступления, в котором она обвиняется, и отсутствие фактов ее неявки в суд по неуважительным причинам.

- После задержания Томовой начальник СИЗО ее отказался принимать, она ночь провела в ИВС, а потом от начальника СИЗО поступило ходатайство об изменении ей меры пресечения. И вот во время рассмотрения этого ходатайства натуральный спектакль был устроен судьей Агранович, - излагал далее свою позицию г-н Щиголев. - Она пригласила в качестве специалиста заведующую отделением поликлиники, которая дала заключение, что Томова может содержаться под стражей. На мой вопрос, когда она в последний раз видела медицинскую карточку Томовой, она сказала, что видела ее восемь месяцев назад, когда отправляла ее в санаторий. На мой вопрос, почему не лечащий врач пришел давать заключение, гражданка Корнеева сказала, что лечащий врач якобы на больничном. Потом мы выяснили, что лечащий врач не находилась на больничном. Весь спектакль был разыгран для того,  чтобы судья Агранович в случае летального исхода не несла ответственность за то, что оставила подсудимую под стражей, поскольку она заручилась заключением врача, а врач, в свою очередь, освобождался от ответственности, так как не является лечащим врачом подсудимой... Данная мера, действительно, является чрезмерной, и я думаю, что разумно - не только с юридической, но и с общественной и политической точки зрения - ее просто изменить, чтобы дальше это дело не принимало оборот скандала.

«Я там просто умру, - заявила Галина Томова, вновь получив слово. - В камере  шесть человек, все девочки курят, для меня это смертельно - для моего сердца. Ходить я не могу: ни на прогулки, никуда. Я воздухом не дышу. Лекарства принесут — хорошо... И какая там может быть диета? Если хотите, чтобы я умерла там — подписывайте приговор...».

«Полагаю, что в жалобе необходимо отказать», - такими словами закончил свое краткое выступление помощник прокурора Сыктывкара Игнатов..

- Вам не стыдно? - обратился к нему Виктор Торлопов. - Мне просто слышать это тошно. Еще погоны носит... Я крайне возмущен позицией прокуратуры. Я называю этого человека, который поддерживает позицию прокуратуры, человеком без чести и совести.

Выслушав стороны, судья Александр Печинин сегодня вечером вынес решение об освобождении Галины Томовой из-под стражи и избрании по отношению к ней меры пресечения в виде домашнего ареста.