Сегодня Сыктывкарский городской суд отказался удовлетворить требования первого секретаря комитета Коми регионального отделения КПРФ Вячеслава Шулепова, оспаривавшего результаты так называемых выборов в госдуму на нескольких избирательных участках Сыктывкара.
Напомним, коммунисты, имевшие своих наблюдателей, в частности, на участках №№ 9, 16, 34, 62, 69 и 76, а также в территориальной избирательной комиссии (ТИК) Сыктывкара, усомнились в достоверности данных, внесенных указанными УИКами в итоговый протокол теризбиркома. Вячеслав Шулепов попросил суд отменить решение об итогах голосования на указанных участках и признать соответствующий протокол ТИКа недействительным.
В ходе судебного разбирательства коммунисты так и не смогли предоставить суду надлежащим образом заверенные копии протоколов шести попавших под подозрение УИКов, однако попытались доказать фальсификацию выборов на двух других участках – 15-м и 31-м, заверенные копии протоколов с которых оказались в распоряжении регионального отделения КПРФ.
Во время вчерашнего заседания под председательством судьи Ирины Смолевой выяснилось, что коммунисты располагают всего лишь «черновиками» протоколов. Об этом заявили председатели 31-й и 15-й участковых избирательных комиссий и секретарь 31-го УИКа, со слов которых следовало, что с помощью «черновиков» члены их избиркомов упражнялись в заполнении и оформлении протоколов.
Опрошенные сегодня как свидетели секретари 15-го УИКа и теризбиркома, а также один из членов 15-го избирательного участка также настаивали на том, что непонятно каким образом попавшие к заявителю протоколы – черновики, в которых не только цифры, но и печати с подписями поставлены «для тренировки».
Последней надеждой Вячеслава Шулепова на то, что суд убедится в фальсификации выборов хотя бы на одном избирательном участке, сегодня был наблюдатель 15-го УИКа Равиль Дадашев, который дал следующие показания:
- В день выборов я писал заявление председателю 15-го УИКа о том, что неоднократно подходили люди небольшими группами к столу секретаря, писали заявления, что хотят проголосовать на этом участке. То есть без открепительного удостоверения. Сразу за этими столами писали заявления, получали бюллетени и голосовали… Ходили с утра до вечера эти «карусельщики»… Во-вторых, когда подсчитывали голоса, все протокола оформлялись в помещении, недоступном для избирателей. У меня на телефоне есть фотография большого протокола, который висел на стенде. Эти данные не сходятся с теми, которые выложены в интернете по этому участку. Но когда нам выдали копии протоколов, все было одинаково, все сходилось с таблицей.
Судья Смолева, которой г-н Дадашев продемонстрировал фотографию на сотовом телефоне, усомнилась, что снимок сделан не с выданного ему на руки протокола, а именно с вывешенной на участке таблицы.
- Здесь на снимке обозначено время съемки – 23.25. У меня еще протокола не было на руках, мне его выдали где-то в 12 ночи, - пояснил свидетель…
В ходе дальнейшего опроса г-на Дадашева представитель заявителя Юрий Князев поинтересовался у него:
- Вас предупреждали, что выданный вам протокол - ненастоящий, а некий черновик, на котором члены избиркома упражнялись в подсчете?
- Нет…
После опроса г-на Дадашева судья задала вопрос о «карусельщиках» на участке №15 представителю заинтересованного лица, председателю ТИКа Всеволоду Хорунжему. Тот ответил следующим образом:
- Мне на этот счет ничего неизвестно. Я не могу это комментировать, потому что не знаю… У нас были люди, которые в день голосования не имели постоянной прописки в Сыктывкаре, они приходили на участок, и комиссия решала, давать или нет им право проголосовать. После этого комиссия отзванивалась нам. Мы сообщали УИКам, что такие-то фамилии уже проголосовали, - чтобы человек не пошел на другой участок и не злоупотребил правом…
- Свидетель Дадашев пояснил, что ему выдавался именно тот протокол, который вами представлен в качестве учебного. Дайте оценку, пожалуйста, показаниям данного свидетеля, - попросила г-на Хорунжего Ирина Смолева.
- Мне кажется, свидетель лукавит, - ответил председатель ТИКа. - Данный экземпляр ему не выдавался… Я так понимаю, что он у них (в участковой избирательной комиссии – «7x7») был в рабочих бумагах, и каким образом он мог быть скопирован из рабочих бумаг, я не знаю…
Прежде чем поставить точку в судебном разбирательстве, судья попросила дать свое заключение по делу представителя прокуратуры, которая посчитала, что требования г-на Шулепова удовлетворению не подлежат: «Как было установлено в ходе многочисленных судебных заседаний, результаты голосования никоим образом не были подтасованы, произведены в соответствующем порядке. Протокола, которые были предоставлены представителем заявителя, являлись черновыми вариантами, а не теми, которые в окончательном виде были опубликованы на сайте «ГАС-выборы» и на подобных сайтах».
Несмотря на ходатайство Юрия Князева о рассмотрении в суде еще ряда документов и привлечении дополнительных свидетелей, судья Смолева постановила в удовлетворении исковых требований Вячеславу Шулепову отказать.