Сегодня в Сыктывкарском горсуде началось слушание по существу заявления первого секретаря комитета Коми регионального отделения КПРФ Вячеслава Шулепова, оспаривающего результаты так называемых выборов в госдуму на нескольких избирательных участках Сыктывкара.
 
Напомним, коммунисты, имевшие своих наблюдателей, в частности, на участках №№ 9, 16, 34, 62, 69 и 76, выявили признаки фальсификации, заключающиеся в том, что, как сказано в жалобе Вячеслава Шулепова, «на избирательных участках имеются расхождения между данными УИКов и данными, внесенными в систему ГАС «Выборы»  по числу бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования.., по числу бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, по числу погашенных бюллетеней, по числу действительных избирательных бюллетеней».
  
Усомнившись в достоверности данных, внесенных в итоговый протокол территориальной избирательной комиссии (ТИК) Сыктывкара, Вячеслав Шулепов попросил суд отменить решение об итогах голосования на указанных участках и признать соответствующий протокол ТИКа недействительным. Отдельной строкой в заявлении г-на Шулепова сказано о результате указанных выше «расхождений», которые привели к «перераспределению» голосов избирателей между КПРФ, другими партиями и «Единой Россией» (которой в Сыктывкаре приписали порядка 30 тысяч голосов – «7x7»).
 
На предыдущем – предварительном – заседании суда, состоявшемся 6 февраля, выяснилось, что коммунисты не могут предоставить суду надлежащим образом заверенные копии протоколов шести попавших под подозрение УИКов. Как пояснил тогда корреспонденту «7x7» г-н Шулепов, потому, что «они утрачены».
 
Между тем на том же заседании представитель г-на Шулепова Юрий Князев попросил суд приобщить к делу оказавшиеся в распоряжении коммунистов заверенные копии протоколов с двух других избирательных участков – 15-го и 31-го, - данные которых расходятся с данными протоколов ТИКа.
 
Основная часть сегодняшнего заседания была посвящена сопоставлению этих протоколов, а также допросу ключевых свидетелей: председателей 31-й и 15-й участковых избирательных комиссий и секретаря 31-го УИКа.
 
Первым судья Ирина Смолева опросила председателя УИК №31 Ивана Панюкова. Показав ему подшитый к делу протокол, предоставленный коммунистами, она поинтересовалась:
 
- Каким образом этот протокол появился?
 
- Без понятия…
 
- То есть это не результаты выборов?
 
Последовал отрицательный ответ.
 
Тогда г-жа Смолева показала протокол, предоставленный суду территориальной избирательной комиссией:
 
- Какой из протоколов предъявлялся в ТИК?
 
- Второй, - показал на тиковский протокол г-н Панюков.
 
- Тогда кому и каким образом выдавался вот этот протокол? – еще раз обратила судья внимание свидетеля на документ, оказавшийся у коммунистов.
 
- Никому не выдавался. Это, честно говоря, вообще не протокол.
 
- А что это?
 
- Это…, - задумался председатель УИКа, - наш рабочий момент.
 
- Этот «рабочий момент» можно назвать черновиком? – подсказала судья.
 
- Можно, - оживился Иван Панюков. - Это мы с секретарем тренировались, чтобы сошлись все контрольные цифры. Я первый раз участвовал председателем, и меня секретарь как бы поднатаскивала. И эти цифры взяты, грубо говоря, с потолка…
 
- Вы говорите, что это черновик, - вмешался, когда ему предоставили слово, представитель г-на Шулепова Юрий Князев. - Чем тогда объяснить, что многие цифры в нем сходятся с теми, которые в официальном протоколе?
 
Вразумительного ответа не последовало…
 
Вслед за г-ном Панюковым в том же духе давала объяснения суду секретарь 31-го избирательного участка Татьяна Перминова. «Вещдок» коммунистов она также признала лишь черновиком, с помощью которого она учила новичка-председателя правильно заполнять и оформлять протоколы. Конечно же, заверила она участников заседания, «черновик» на сторону никому не выдавался. На замечание г-на Князева о совпадении некоторых цифр (например, количества открепительных удостоверений) в официальном протоколе и «черновике», составленном за «час-другой до конца выборов», в отличие от г-на Панюкова, г-жа Перминова ответила не задумываясь: «Случайность».
 
Не стала выдумывать ничего нового и председатель 15-го избирательного участка Татьяна Ершова. Несмотря на то, что декабрьские выборы были для нее как члена УИКа уже вторыми по счету, г-жа Ершова также посчитала себя новичком, которому протокол, неведомым образом попавший к коммунистам, послужил «черновиком» за час до окончания голосования…
 
В конце заседания Ирина Смолева еще раз справилась у Юрия Князева насчет «утраченных» заявителем протоколов с шести участков. Получив ответ в том смысле, что «местонахождение этих протоколов пока неизвестно», судья перенесла слушания на завтра, удовлетворив ходатайство представителя Вячеслава Шулепова о вызове в суд еще семерых свидетелей.