На днях Сосногорский городской суд оставил без удовлетворения заявление наблюдателя от КПРФ Александра Кондратьева, который оспаривал решения участковой избирательной комиссии (УИК) № 321 в Сосногорске, удалившей его из помещения избирательного участка.
Будучи наблюдателем на так называемых выборах в госдуму, г-н Кондратьев за два часа до окончания голосования обратился к председателю комиссии с заявлением об ознакомлении со списками избирателей, поскольку считал, что вправе ознакомиться с ними в любое время в ходе голосования. Однако ему отказали.
Ближе к окончанию голосования на избирательном участке появился зампредседателя Территориальной избирательной комиссии (ТИК) Сосногорска Игорь Петров и усомнился в правомочности наблюдателя Кондратьева. Фамилию его исключили из реестра лиц, находящихся в помещении УИК в качестве наблюдателей, и попросили покинуть помещение. Кондратьеву вручили решение УИК, в котором не написали, по какой причине ему отказано в праве находиться в помещении для голосования. В итоге вскрытие урн и подсчет голосов на 321-м участке проходили без наблюдателя от коммунистов.
Рассмотрев обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что наблюдатель, требуя ознакомить его со списками избирателей в то время, когда шло голосование, был неправ. По инструкции Центральной избирательной комиссии, в данном случае наблюдатель мог ознакомиться со списком избирателей лишь после завершения подсчета голосов и внесения данных в протокол голосования и его увеличенную форму. В ином случае «действия наблюдателя могли препятствовать работе избирательной комиссии».
Удаление из помещения для голосования, по версии избирательной комиссии, оказалось не «удалением», а «отказом в допуске». Председатель УИК № 321 Лариса Сизова утверждала в суде, что наблюдатель был допущен ошибочно, и его направление выдано ненадлежащим лицом, круг полномочий которого ничем не подтвержден. Г-же Сизовой вторил Игорь Петров: он заявил, что, кроме направления от КПРФ, подписанного уполномоченным представителем КПРФ из Сыктывкара Натальей Лушковой, г-н Кондратьев должен был предоставить документ, подтверждающий ее полномочия — к примеру, решение бюро комитета местного отделения КПРФ. Но такого решения у Кондратьева не было.
Александр Кондратьев стоял на своем: после допуска в качестве наблюдателя и включения в реестр лиц, наблюдающих за выборами, его могли удалить только в том случае, если бы он нарушил закон. Но лично он ничего не нарушал, к тому же комиссия в своем решении письменно не мотивировала свои действия.
В итоге спор между сторонами суд решил в пользу УИКа. Он признал, что направление наблюдателя не содержало данных о его выдаче надлежащим лицом - бюро комитета местного отделения либо бюро комитета регионального отделения КПРФ, как требует соответствующее положение устава КПРФ. Отсутствие же мотивировки решения участковой комиссии суд не счел достаточным для отмены решения УИКа, поскольку само решение было правильным по существу.
Александр Кондратьев — единственный в Сосногорском районе из множества отстраненных по тем же причинам наблюдателей от КПРФ - намерен обжаловать судебный вердикт.