Вчера, 24 января, Верховный суд РФ удовлетворил жалобу Руслана Алиева, Вячеслава Газукина и Константина Бабошина и признал недействующей норму Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, позволяющую перевозить в камерах специальных вагонов ФСИН РФ от 13 до 16 заключенных. Интересы заявителей представлял юрист фонда «Общественный вердикт», член правления Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Эрнест Мезак.

Фото: forumtyurem.net
 

Руслан Алиев и Вячеслав Газукин отбывают наказание в колониях строгого режима, расположенных, соответственно, в Новосибирской области и Коми. Константин Бабошин, в настоящее время работающий таксистом в Сыктывкаре, до лета прошлого года тоже был заключенным.

В октябре 2011 года заявители обжаловали в Верховном суде РФ нормы Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию (утверждена совместным приказом Минюста РФ и МВД РФ от 24 мая 2006 года), позволяющие перевозить в больших камерах специальных вагонов ФСИН РФ (так называемых вагонзаках), площадью 3,5 кв.м., до 16 человек, а в малых камерах, площадью 2 кв.м., — до 6 человек. Представитель заявителей Эрнест Мезак сослался на постановление Европейского суда по правам человека от 19 июня 2008 года по делу «Гулиев против России», которым суд признал бесчеловечной двенадцатичасовую перевозку жителя Коми из Нижнего Новгорода в поселок Рузаевку, осуществлявшуюся в малой камере вагонзака вместе с еще четырьмя заключенными (при этом Страсбургский суд указал российским властям на то, что он считает недопустимыми перевозки заключенных в камерах, когда на каждого из них приходится 0,4 или 0,5 кв.м. личного пространства, независимо от длительности конвоирования).

Дело было принято к производству Верховным судом РФ в части, касающейся обжалования специальной нормы инструкции, допускающей при конвоировании заключенных в вагонзаках продолжительностью не более 4 часов посадку в малые камеры до 6 человек (что предполагает предоставление каждому заключенному около 0,3 кв.м. личного пространства), а в большие камеры — до 16 человек (что предполагает предоставление каждому заключенному около 0,2 кв.м. личного пространства).

В ходе состоявшегося вчера судебного заседания представитель Генеральной прокуратуры РФ частично поддержал позицию заявителей. Выступившая в суде прокурор Лариса Степанова высказала мнение, что при посадке в большую камеру вагонзака более 12 заключенных появляются признаки бесчеловечного обращения со спецконтингентом. В итоге судья Верховного суда РФ Валентина Емышева своим решением признала недействующей норму инструкции, позволяющую перевозить в больших камерах вагонзаков более 12 человек.

«Несмотря на определенный успех, в целом мы разочарованы решением суда. По большому счету судья Емышева не согласилась с мнением Европейского суда по правам человека и Европейского комитета по предупреждению пыток, которые полагают, что в больших камерах вагонзаков не должны перевозиться более шести заключенных, а в малых — более трех. Такая позиция Верховного суда может спровоцировать подачу в Страсбург множества новых жалоб российских заключенных на условия их конвоирования», — прокомментировал судебное решение Эрнест Мезак.