Фото: d-st75.livejournal.com
Вчера представители Русской православной церкви (РПЦ) выступили с инициативой создания в России православной партии. Автор идеи протоиерей Всеволод Чаплин признался, что это реакция на новый этап партстроительства в стране, который, в свою очередь, стал ответом на массовые акции протеста против фальсификации итогов выборов в Госдуму. Инициативу уже подхватила православная общественность, однако эксперты предупреждают, что создание партии по религиозному признаку противоречит законодательству.
"Похоже, начинается время бурного партийного строительства,— заявил вчера председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.— Создания партий по религиозному признаку не допускает закон, но никто не запретит формировать "православную" или "христианскую" партию без формального упоминания об этом в названии". По его словам, препятствий "к созданию упомянутых партий нет и со стороны церкви". Протоиерей Всеволод Чаплин процитировал в этой связи "Основы социальной концепции РПЦ" (базовый документ о взаимодействии церкви и государства): "Существование христианских (православных) политических организаций, а также христианских (православных) составных частей более широких политических объединений воспринимается Церковью как положительное явление, помогающее мирянам сообща осуществлять политическую и государственную деятельность". В связи с этим отец Всеволод призвал общество к дискуссии: возможна ли православная партия в России и перспективно ли создание православных групп в рамках действующих крупных партий?
Заявление отца Всеволода прозвучало спустя несколько дней после того, как с оценкой политических событий в стране выступил патриарх Кирилл, который призвал "к мудрости и диалогу власть и общество России". "Нужно уметь выражать свое несогласие, не нужно поддаваться на провокации и разрушать страну, мы полностью исчерпали лимит разделения,— заявил патриарх в интервью телеканалу "Россия 1".— Власть должна через диалог и слушание общества корректировать курс, и вот тогда у нас все будет хорошо". Любопытно, что последние годы руководство РПЦ демонстративно сторонилось любых политических оценок, подчеркивая, что церковь находится вне политики.
Эксперты указывают, что высказывания патриарха Кирилла и протоиерея Всеволода Чаплина напрямую связаны с массовыми акциями протеста, которые прошли после декабрьских выборов в Госдуму. "Мое заявление — это реакция на новый этап партийного строительства, который стал ответом на известные события",— подтвердил "Ъ" отец Всеволод.
Его инициативу поддержали в Московской патриархии. "Безусловно, церковь не будет участвовать в создании партий, но сейчас сильны христианские взгляды в обществе, поэтому я не удивлюсь, если в ближайшее время у нас появятся православные общественные движения, которые перерастут в партию,— считает руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский.— Ведь верующие люди иногда не понимают, за кого им голосовать, какая партия будет отстаивать их интересы".
Представители православной общественности с готовностью откликнулись на призыв. "Православные политики оздоровят нашу политическую жизнь,— убежден глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов (общественная организация, приближенная к РПЦ.— "Ъ").— Я не исключаю, что наша ассоциация может стать платформой для новой партии, мы сможем привлечь невоцерковленных избирателей".
Впрочем, эксперты скептически относятся к инициативе отца Всеволода Чаплина. "Данное предложение неадекватно к политическим реалиям: мир развивается по-иному, чем церковь,— считает политолог Дмитрий Орешкин.— Помимо православных у нас есть мусульмане, иудеи, буддисты, тогда и им тоже надо создавать свои партии, а это противоречит законодательству". "Закон "О политических партиях" запрещает создание партии по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, причем это касается не только названия партии, но и ее устава и других программных документов",— поддержал его президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин.
Павел Коробов
Источник: "КоммерсантЪ"