Сегодня, 11 января, Сыктывкарский горсуд приступил к рассмотрению жалобы правозащитников Эрнеста Мезака и Павла Андреева, которые требуют признать незаконным и нарушающим статью 11 (свобода собраний и объединений) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод отказ Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты РК согласовать проведение ими пикета на Стефановской площади 31 декабря 2011 года в рамках всероссийской акции «Стратегия-31».
Несогласованный пикет был проведен 31 декабря под новогодней елкой. Фото Андрея Шопши.
Напомним, 31 декабря прошлого года, несмотря на то, что вышеназванный комитет (уполномоченный орган по согласованию проведения публичных мероприятий на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым органами госвласти РК) не дал согласия на проведение акции, Эрнест Мезак и Павел Андреев постояли в пикете под новогодней елкой несколько минут — до тех пор, пока сотрудники полиции не потребовали от них прекратить «незаконное» мероприятие.
Правозащитники обратились в Сыктывкарский суд, в который сегодня явился лишь один из заявителей — Эрнест Мезак, а ответчик вместо представителя прислал свои возражения.
«В данном судебном заседании у нас нет намерения ставить под сомнение законность постановления главы администрации Сыктывкара, хотя у меня есть определенные сомнения в его законности», - начал свое выступление г-н Мезак.
- Законности чего? - сочла нужным уточнить судья Елена Нагибина.
- Постановления главы администрации, устанавливающего 150-метровую зону вокруг зданий судов (внутри которой запрещается проводить публичные мероприятия - «7х7»). Стефановская площадь попадает в эту зону, нам это было изначально известно, однако хочу обратить внимание, что нами было заявлено мероприятие на общедоступной части Стефановской площади, это подтверждается хотя бы тем обстоятельством, что в ответе комитета указывается, что на этой площадке расположен ледовый городок и вряд ли бы власти разрешили разместить его в том месте, где бы его функционирование помешало работе Конституционного суда РК.
- Но городок — это не публичное мероприятие, - возразила судья.
- Но чем оно отличается по масштабам своего воздействия на находящийся на 8 этаже здания Конституционный суд РК, я совершенно не могу понять. В чем разница между наличием 150 пьяных граждан на территории ледового городка в 24.00 31 декабря и наличием...
- То есть этот объект привлекает в любом случае? - прервала заявителя г-жа Нагибина.
- Мы полагаем, что, во-первых, эта территория является общедоступной, что подтверждается размещением там ледового городка, мероприятие было заявлено нами в выходной день, и 31 декабря Конституционный суд РК, очевидно, не работал... Мы хотим обратить внимание на то, что статьи 10 и 11 Европейской конвенции по правам человека устанавливают, что любые законодательные ограничения на право, на свободу выражения мнения, на свободу собраний — они должны применяться лишь в пределах, необходимых в демократическом обществе, не просто формально, что нельзя в пределах 150 метров...
«Вам важно было провести пикет именно на Стефановской площади?» - спросила судья.
- Проводить его в Лесозаводе, Давпоне или на Дырносских дачах было бы, наверное, странно. Проводить это мероприятие надо в том месте, где оно привлечет внимание населения... Мы хотим обратить внимание суда на то, что Стефановская площадь изначально была соборной площадью, там стоял Стефановский собор, то есть эта площадь предназначена для сбора населения города по важным случаям, это главная территория города для сбора жителей с целью обсуждения каких-то насущных проблем...
Следующее судебное заседание по делу назначено на 2 февраля.