Наглая фальсификация выборов и раздраженная, граничащая с хамством реакция Москвы на критику заставили американских законодателей впервые за последние годы жестко поставить вопрос о будущем американо-российских отношений. В последние месяцы такие настроения на Капитолийском холме нарастали. "Перезагрузка" оказалась голой фразой на фоне дела Сергея Магнитского, сообщений о полицейских расправах над протестующими и нахрапистой избирательной кампанией российской "партии власти". Американское общество не готово поступаться принципами ради сиюминутных политических выгод.

В конце ноября первым тревожным звонком стала отсрочка голосования по утверждению Майкла Макфола в должности посла США в Москве. Сенатский комитет по международным делам принял это решение по просьбе республиканского меньшинства. Это обычная процедура в тех случаях, когда законодатели хотят заострить внимание исполнительной власти на тех или иных проблемах. Сама по себе кандидатура Макфола сомнений не вызывает, разъясняли анонимные источники в Конгрессе. Однако его считают "архитектором перезагрузки", которая как раз и внушает озабоченность ряду сенаторов. Тогда появились комментарии, доказывающие, что так называемые "уступки" Москвы в сложных международных проблемах выгодны прежде всего ей самой и что подлинно партнерскими американо-российские отношения так и не стали - ни в вопросах обороны, ни по части Ирана или Сирии.

После заочного обмена любезностями между Хиллари Клинтон и Владимиром Путиным должностные лица администрации изо всех сил старались оставаться в рамках политкорректности, избегая слишком резких возражений и повторяя заученную формулу: мы приветствуем заявление президента Медведева, обещавшего расследовать сообщения о нарушениях. На вопрос о том, признáют ли США результаты выборов, если никакого расследования не будет, ответа у них не было. Лишь однажды, 9 декабря, у представителя Госдепартамента Виктории Нуланд не выдержали нервы. Ее спросили: "Путин утверждает, что протестующие действуют при поддержке Госдепартамента США. Вы полагаете, он действительно верит в это?" Она ответила: "Я не могу говорить о том, во что верит или не верит Путин".

Нарыв прорвался в среду, когда в Сенате прошли публичные слушания на тему "Ситуация с правами человека и верховенством закона в России: варианты политики США".

К сожалению, мероприятие не почтили своим присутствием ни глава профильного комитета сенатор Джон Керри, ни его заместитель Ричард Лугар, который когда-то принял такое деятельное участие в урегулировании украинского избирательного кризиса. Зато в дискуссии участвовал сенатор Бенджамен Кардин, внесший в верхнюю палату законопроект о запрете въезда в США мучителям Магнитского. Он напомнил, что в соответствии с процедурой вступления России в ВТО Конгресс должен отменить поправку Джексона-Вэника. Между тем это один из немногих инструментов, с помощью которого США способны влиять на положение с правами человека в России. "Сергей Магнитский сделал то, что должен был сделать, - сказал сенатор Кардин. - И дорого заплатил за это. Там еще много Сергеев Магнитских!"

Сенатор Джон Баррассо зачитал сообщение New Tork Times об увольнении журналистов издательского дома "Коммерсант" за неугодную Путину публикацию и потребовал внести эту информацию в протокол. Так что не исключено, что теперь и у Алишера Усманова появятся проблемы с въездом в США.

Президент правозащитной организации Freedom House Дэвид Крамер заявил, что президент Обама обязан защитить своего госсекретаря от персональных нападок Путина и вообще высказаться о своем отношении к российским событиям. Его молчание, считает Крамер, недопустимо затянулось. Более того. "Если в марте будущего года президентские выборы в России будут сопровождаться таким же множеством нарушений, как выборы в Думу 10 дней назад, Соединенные Штаты должны поставить всерьез вопрос о легитимности будущего российского руководства", - сказал Крамер.

А директор вашингтонского отделения Human Rights Watch Том Малиновски заявил о фактическом провале политики "перезагрузки". "Настоящую кнопку перезагрузки нажал в последние дни народ России, - сказал он. - Мы не знаем, к чему все это приведет, но можно с уверенностью утверждать, что отступления не будет. И мы должны привести свою политику в соответствие с этим новым положением".
 

Владимир Абаринов

Источник: Грани