Сегодня, 5 декабря, координатор ассоциации «ГОЛОС» по Коми Иван Косторнов признал, что мобильное наблюдение за голосованием, которое было избрано на этот раз в качестве основной формы мониторинга за выборами в Коми, не имеет той эффективности, которая присутствует при стационарном наблюдении.
Наблюдатели "ГОЛОСа" не зафиксировали серьезных нарушений на прошедших вчера выборах. Фото "7х7".
На сегодняшнем собрании в сыктывкарском деловом центре «Авалон», на котором присутствовали привлеченные «ГОЛОСом» молодые люди, осуществлявшие наблюдение за выборами в столице республики, координатор ассоциации ГОЛОС» в Коми Иван Косторнов подвел итоги завершившейся работы:
- Мы охватили наблюдением 52 участковых избирательных комиссии в течение дня, и на 32 участках мы посмотрели подсчет голосов и протоколы... В блокнотах фиксировали нарушения, которые будут отправлены в Москву. Есть краткий перечень нарушений, но среди них нет достаточно серьезных нарушений...Или они ускользнули от нашего внимания, или их не было. Что мы видели, так это заполнение протоколов карандашами, агитацию возле избирательных комиссий. Также очень многие обратили внимание на крайне недостаточную работу наблюдателей политических партий. На этом акцентирую внимание особенно, потому что все вы помните ситуацию вокруг «ГОЛОСа», развернувшуюся с четверга и накалявшуюся до воскресенья, в результате чего было принято решение отчасти дистанцироваться и не идти на провокации на участках. Эту работу мы оставили наблюдателям от политических партий...Но очень многие отмечали, что работа этих самых наблюдателей, особенно от КПРФ, от «Справедливой России», от ЛДПР была крайне недостаточной и неэффективной.
Г-н Косторнов признался, что на эффективность выявления нарушений могла повлиять выбранная на этот раз форма проведения мониторинга — мобильное наблюдение, когда наблюдателям не доставало времени и внимания сфокусироваться на одном конкретном участке. «Из-за того, что мы применили такую форму работы, а не стационарное наблюдение,мы не вели ряд важных процедур, например, такую процедуру, как параллельный подсчет голосов... Удивительно другое — то, что и политические партии не вели параллельный подсчет голосов», - отметил координатор «ГОЛОСа».
Один из наблюдателей, аспирант СГУ Михаил Ласек сообщил о том, что «наблюдались случаи, когда приходили люди из близлежащих сел, которые говорили, что я живу там-то и там-то, но сейчас я здесь, и мне нужно проголосовать. Его вносили в дополнительный список, и он голосовал».
- А у этих людей открепительные удостоверения были? - спросил корреспондент «7x7».
- В том-то и дело, что не было...