Сегодня, 17 ноября, мировой суд Катаевского судебного участка Сыктывкара приступил к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ («Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»), в отношении председателя Коми правозащитной комиссии (КПК) «Мемориал» Игоря Сажина, открывшего 20 сентября серию ежедневных пикетов с требованием к прокуратуре Коми опротестовать постановление администрации Сыктывкара, из-за которого Стефановская площадь столицы республики стала недоступна для проведения публичных мероприятий. Во время заседания выяснилось, что полицейские, составлявшие протокол о правонарушении, неверно указали место проведения г-ном Сажиным пикета — согласно схеме, представленной в суд, получалось, что правозащитник стоял с плакатом на проезжей части улицы.

В схеме правонарушения, представленной в суд, полицейские зачем-то "переместили" Игоря Сажина на проезжую часть улицы. Фото Андрея Влизкова.
 

Напомним, Игорь Сажин с плакатом «Прокуратура, верни Стефановскую площадь митингующим!» простоял у здания прокуратуры РК полчаса и, в отличие от последующих пикетчиков, не доставлялся полицейскими в дежурную часть УМВД по Сыктывкару. Для составления протокола о правонарушении председателя КПК пригласили в полицию по телефону.         

В сегодняшнем судебном заседании Александр Кикоть, представлявший интересы Игоря Сажина, объяснил, почему они не могут согласиться с предъявленным полицией обвинением. Суть изложенной позиции заключалась в следующем:

Статья 8 федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» запрещает, в частности, проведение публичных мероприятий на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям судов. При этом в  законе указывается, что границы участков, непосредственно прилегающих к зданиям судов,  определяются органами власти субъектов РФ, либо органами местной власти в соответствии с требованиями земельного, градостроительного и иного законодательства в сфере землепользования. Во исполнение указанного акта администрация Сыктывкара вынесла постановление, которым определила запретную территорию в виде окружности радиусом в 150 метров от входа в здания судов. Однако в постановлении присутствует противоречие, поскольку указанная в приложении к нему площадь земельных участков, на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий, на порядок меньше, чем площадь окружности с радиусом в 150 метров. Так, в частности, под здание Сыктывкарского горсуда, которое располагается через дорогу от здания прокуратуры, возле которого г-н Сажин проводил пикет, согласно приложению, отведен участок площадью 3253 кв. м., в то время как участок в виде окружности радиусом в 150 метров образует площадь в 74 тыс. кв. м. Между тем постановление администрации, на которое ссылались сотрудники полиции при составлении протокола об административном правонарушении, не является источником ни земельного, ни градостроительного законодательства. В соответствии же с позицией Конституционного суда РФ по ст.8 закона «О собраниях...», который  также подтвердил, что границы участка должны определяться непосредственно нормами земельного законодательства,  постановление мэрии противоречит федеральному закону, в частности, ст.8.

«Полагаем, что территорией, на которой запрещено проведение публичных мероприятий, является территория, непосредственно отведенная землеустроительным законодательством для обслуживания здания Сыктывкарского горсуда, - заявил Александр Кикоть. -  Сажин же проводил публичное мероприятие на территории, которая непосредственно прилегает к зданию прокуратуры Коми. Не может так быть, чтобы к территории, непосредственно прилегающей к Сыктывкарскому горсуду, относилась также территория, непосредственно прилегающая к зданию прокуратуры РК».

Судья Юлия Агранович поинтересовалась у Игоря Сажина, правильно ли изображено на схеме, представленной полицией, место, где он находился во время пикета. Взглянув на схему, г-н Сажин заявил:

- Эту схему я в первый раз вижу, она мне не предъявлялась при составлении протокола. Здесь нарисовано так, что якобы я нахожусь на дороге... А в протоколе я указал, что находился в непосредственной близости от прокуратуры.

На предложение судьи показать место, где именно он находился, г-н Сажин показал, прокомментировав: «Стоял, практически прижавшись к воротам прокуратуры. Я стоял на приступке, чтобы не мешать ни машинам, ни людям».

«По этой схеме получается, что он проводил мероприятие на проезжей дороге, а это прямо запрещено законом, - сообщил суду г-н Кикоть. - И этого нет в описательной части протокола об административном правонарушении».

- Потом есть еще видеосъемка, насколько я знаю, с камер, установленных на здании прокуратуры, где очень четко видно, где я стою, - подхватил Игорь Сажин, после чего счел нужным дополнить позицию своего представителя в суде:  

- Европейский суд по правам человека неоднократно указывал на то, что ограничения прав не должны быть такими, чтобы они уничтожали само право. Здесь же получается так, что уважаемое мной ограничение в проведении публичной акции непосредственно возле здания суда привело к тому, что меня лишили права проводить публичную акцию возле здания прокуратуры. То есть мое право что-то сообщать прокуратуре публично было ликвидировано ограничением, не имеющим отношения к данному праву.

Игорь Сажин сообщил также, что в настоящее время в Сыктывкарском горсуде им оспаривается законность постановления администрации Сыктывкара на предмет соответствия его федеральному законодательству.

Удовлетворив ходатайство г-на Кикотя об истребовании судом у администрации города графического изображения земельных участков, которые отведены для обслуживания Сыктывкарского горсуда и прокуратуры РК, судья Агранович отложила рассмотрение дела на 2 декабря.