Судья Сыктывкарского горсуда Ирина Смолева, частично удовлетворив требования Александра Федорова, оспаривавшего условия содержания его в спецприемнике УВД по Сыктывкару и перевозки в суд в октябре прошлого года, признала незаконной существующую практику необоснованного применения наручников в отношении административно задержанных и арестованных лиц.
Фото: news.bbc.co.uk
Напомним, в январе т.г. член правления Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Эрнест Мезак от имени сыктывкарца Александра Федорова обратился в Сыктывкарский горсуд с заявлением об оспаривании действий УВД по Сыктывкару, в результате которых, по мнению правозащитника, было унижено человеческое достоинство его доверителя, отбывавшего в октябре прошлого года шестидневный административный арест в милицейском спецприемнике. Г-н Мезак обратил внимание суда на то, что во время содержания под стражей в отношении его доверителя были нарушены нормы российского законодательства и международные стандарты: в частности, г-на Федорова не выводили на положенные ему по закону ежедневные прогулки, не предоставляли необходимую медицинскую помощь, а на окнах камеры, в которой он отбывал наказание, были установлены глухие металлические щиты, препятствовавшие попаданию естественного света в помещение. Кроме того, правозащитник указал, что перевозка его доверителя в суд и обратно осуществлялась в милицейском автомобиле в условиях, при которых он был пристегнут наручниками к другому заключенному, и в случае аварии это могло привести к трагическим последствиям.
Если незаконность установки глухих щитов на окнах камеры и отсутствия прогулок была неоспорима даже для ответчиков, поскольку в их ведомственных документах четко прописаны инструкции на сей счет, то использование в отношении административно задержанных такого спецсредства, как наручники, допрошенные в качестве свидетелей сотрудники сыктывкарского спецприемника обосновали побегом одного из задержанных, случившимся весной прошлого года.
Между тем, как указывается в составленном вчера, 8 ноября, мотивированном решении судьи Смолевой, в федеральном законе «О милиции», действовавшем на тот момент, сотрудники милиции имели право применять наручники в отношении задержанных и административно арестованных лиц лишь в том случае, когда те своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег, либо другие противоправные действия. Из показаний же сотрудников спецприемника «следует, что все административно задержанные и административно арестованные лица перевозились в специальном автомобиле с применением к ним наручников, при этом указанные лица по парам пристегиваются одними наручниками друг к другу в связи с отсутствием достаточного количества данных специальных средств».
Отметив также то обстоятельство, что Федоров был прикован наручниками к другому задержанному лицу, и это создавало опасность для его жизни и здоровья в случае противоправных действий другого задержанного, судья Смолева признала незаконным применение спецсредств к заявителю.