Вчера, 7 ноября, Верховный суд Коми, удовлетворив кассационную жалобу на решение Сыктывкарского горсуда, признал, что медицинское обслуживание ВИЧ-инфицированного заключенного А. в исправительных колониях Коми не отвечало требованиям статьи 3 Европейской конвенции по правам человека («никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию»).

В 2005 году тюремные врачи выявили у заключенного А. заболевание ВИЧ-инфекцией. В рамках обязательного медобслуживания ему ежегодно полагается проводить два специальных анализа крови — на иммунный статус и вирусную нагрузку. Однако, с мая 2008 года, когда больной осужденный стал отбывать наказание в пенитенциарных учреждениях Коми, первый из вышеназванных анализов не проводился до марта, а второй — до января 2011 года.

Представляющий интересы А. член правления Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Эрнест Мезак при содействии межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» обратился с жалобой в Сыктывкарский горсуд, который в июне своим решением признал незаконным бездействие ГУФСИН РФ по Коми, необеспечившему заключенному проведение специальных анализов. Вместе с тем суд отказался признать, что медицинское обслуживание А. в пенитенциарных учреждениях Коми в 2008-2011 годах не отвечало требованиям статьи 3 Европейской конвенции по правам человека

В кассационной жалобе на решение горсуда, направленной в Верховный суд Коми, Эрнест Мезак, в частности, напомнил о постановлении Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 14 октября 2010 года по делу «А.Б. против России», связанному с проблемой неудовлетворительного медицинского обслуживания ВИЧ-инфицированных заключенных в нашей стране. ЕСПЧ, сославшись на национальный стандарт лечения ВИЧ-инфекции, указал правительству России на то, что власти обязаны следить за состоянием здоровья ВИЧ-инфицированных заключенных и не реже одного раза в год проводит каждому их них два специальных анализа крови: на иммунный статут и вирусную нагрузку. Простое невыполнение этой обязанности на протяжении нескольких лет, по мнению ЕСПЧ, является нарушением статьи 3 Европейской конвенции по правам человека

Вчера судейская коллегия Верховного суда Коми под председательством Алексея Сажина удовлетворила требования кассационной жалобы, признав, что медицинское обслуживание заключенного А. в пенитенциарных учреждениях Коми в 2008-2011 годах не отвечало требованиям статьи 3 Европейской конвенции по правам человека.

«На моей памяти это первый случай, когда, применяя статью 3 конвенции, Верховный суд республики проявил большую принципиальность, чем Сыктывкарский горсуд. И это не может не радовать, - заявил «7x7» представитель заключенного Эрнест Мезак.  - А. сейчас находится в больнице, и мы, видимо, будем продолжать судебное разбирательство по его ситуации. Ведь ему до сих пор не назначена антиретровирусная терапия, хотя по результатам анализов, проведенных в январе-марте, таковая ему явно показана».