Сегодня, 19 сентября, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) разместил на своем официальном сайте коммуникацию российским властям о жалобе жителя Ухты Андрея Турбылева на пытки, которым он подвергся в ОВД по Сосногорску. Это первое дело о пытках в Коми, принятое к производству Страсбургским судом.



В первом разделе коммуникационного документа представлена фактическая сторона дела в изложении Ирины Кондратьевой, адвоката г-на Турбылева.

В  августе 2005 года милиция задержала заявителя и еще двух лиц по подозрению в  ограблении в апреле того же года ювелирного и еще нескольких магазинов в Сосногорском районе. Андрей Турбылев был доставлен в сосногорский ОВД, где, по его утверждению, был жестоко избит офицером милиции, требовавшим признаться в преступлении, которого он не совершал. В результате избитый ухтинец в отсутствие адвоката написал заявление о том, что он оказывал помощь в погрузке и перевозке похищенных из магазинов ценностей. В ходе медосмотра в ИВС Ухты, куда затем был помещен давший признательные показания заявитель, у него были зафиксированы синяки под обоими глазами, разбитые губы, опухшая нижняя челюсть, синяки на спине и ссадины на коленях.

На следующий день допрошенный в качестве подозреваемого по делу в присутствии своего адвоката Андрей Турбылев отказался от признательных заявлений,  объяснив, что они были даны в результате его избиения сотрудниками милиции. Адвокат Ирина Кондратьева направила жалобу в прокуратуру, после чего была проведена судебно-медицинская экспертиза, подтвердившая вышеназванные повреждения на теле заявителя и отметившая, что они не могли быть следствием падения и причинены в результате воздействия тупых твердых предметов с ограниченной поверхностью контакта.

Сосногорская прокуратура, возбудившая производство уголовного дела лишь спустя несколько месяцев после подачи жалобы, несколько раз прекращала и снова возобновляла его, пока 1 апреля 2007 года окончательно не поставила крест на деле  за отсутствием в действиях сотрудников милиции состава преступления. Рассматривавший в том же году уголовное дело Турбылева Сосногорский горсуд отклонил ходатайство заявителя о признании его показаний, полученных в результате насилия, недопустимыми доказательствами и, признав его виновным в преступлении, приговорил к 6 годам лишения свободы. Жалобы осужденного в Верховный суд Коми и Верховный суд РФ остались без удовлетворения.

Исчерпав возможности в отстаивании своих прав в рамках российской судебной системы, Андрей Турбылев пожаловался в ЕСПЧ, заявив, что в нарушение ст.3 («Запрещение пыток») Европейской конвенции о защите прав человека он подвергался бесчеловечному и унижающему достоинство обращению со стороны сотрудников сосногорского ОВД, в частности, был избит офицером милиции Г.;  что в нарушение ст.6 («Право на справедливое судебное разбирательство») вышеназванной конвенции решение по уголовному делу в отношении него было основано на признании, полученном в результате его избиения и в отсутствие адвоката, доступ к которому ему был отказан, несмотря на его просьбы; что вопреки ст. 13 («Право на эффективное средство правовой защиты») конвенции власти отклонили все его призывы, чтобы исправить различные нарушения его прав в уголовном процессе против него.

На основании поданной жалобы и жалоб на жестокое обращение полиции еще шести россиян, ЕСПЧ поставил перед российскими властями через уполномоченного РФ при суде ряд вопросов, ответы на которые помогут Страсбургскому суду принять решение о приемлимости рассмотрения заявления Андрея Турбылева по существу.