Осужденный за дачу заведомо ложных показаний в суде по делу о поджоге торгового центра «Пассаж» и обвиняемый в совершении мошенничества в особо крупном размере экс-зампрокурора Ухты Григорий Чекалин обратился из сыктывкарского СИЗО, в котором он содержится в настоящее время, с открытым заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц правоохранительных органов Коми, которые, по мнению заявителя, грубо нарушили его права, превысив свои должностные полномочия и злоупотребив ими.
Григорий Чекалин. Фото Сергея Сорокина.
Ниже «7x7» приводит полный текст заявления Григория Чекалина, записанный ухтинским адвокатом Виктором Козлитиным во время их встречи в сыктывкарском СИЗО в минувшую пятницу.
ОТКРЫТОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Всем представителям независимых, если таковые еще остались, средств массовой информации. Прошу вас разместить это заявление, поскольку я уверен, что оно будет укрыто от учета и регистрации в случае его направления в правоохранительные органы через спецчасть СИЗО-1, в котором меня незаконно содержат.
В августе прошлого года в отношении меня было незаконно возбуждено уголовное дело за якобы совершенное мной мошенничество. Я был задержан на выходе из зала суда и из ИВС писал открытое обращение о беспределе республиканских властей в деле о поджоге ТЦ «Пассаж». В итоге по этому делу я семь месяцев просидел под домашним арестом. Следователь СЧ СУ при МВД РФ по РК Денисов А.Н. заволокитил дело и 05.05.2011 г. приостановил по нему производство в связи с якобы невозможностью моего участия в деле, так как я отправился отбывать наказание в виде лишения свободы по неправосудному приговору суда. ФКУ КП-32, куда меня направили отбывать наказание, находится в 100 км от Сыктывкара, а это основание для приостановления следствия является явно незаконным и надуманным. Меня даже не уведомили об этом приостановлении.
Однако моя активная позиция по доказыванию невиновности двух молодых людей, незаконно осужденных к пожизненному лишению свободы за поджог ТЦ «Пассаж», которого они не совершали, привела меня из колонии-поселения в СИЗО-1 г. Сыктывкара. Дело в том, что у меня подходит срок для обращения в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении, а видеть меня на свободе так скоро бывшие коллеги не хотят.
В конце июля 2011 года я получил копию постановления следователя Денисова Д.Н. о моем переводе из колонии-поселения в СИЗО для производства следственных действий по приостановленному в мае делу сроком на 2 месяца. 11.08.2011 года под конвоем в спецвагоне меня этапировали в СИЗО-1, где я содержусь по сегодняшний день. 16.08.2011 года меня ознакомилим с постановлением о возобновлении производства по делу, вынесенному 16.08.2011 года. Таким образом, постановление о моем переводе в СИЗО было вынесено ДО возобновления производства по делу, лицом, в чьем производстве оно не находилось, то есть с 11 по 16 августа 2011 года я находился в СИЗО незаконно, а мои права, предусмотренные ст. 129 УИК РФ, были грубо нарушены.
С 16 по 26 августа 2011 года мне несколько раз перепредъявляли обвинение, уведомили об окончании следственных действий и ознакомили с материалами уголовного дела, то есть выполнили все следственные действия с моим участием, и мое дальнейшее содержание в СИЗО незаконно. Но это мало интересует надзирающих прокуроров, поскольку этот беспредел творится с их подачи. Меня держат в СИЗО и переводить в колонию-поселение не собираются. Иначе как пыткой это не назовешь, ведь условия содержания в тюрьме (СИЗО) разительно отличаются от колонии-поселения. Душная, прокуренная камера с часовой прогулкой в бетонном дворике с решеткой над головой, отсутствие возможности звонить родным и пользоваться свиданиями многих делает сговорчивей. Вот и я жду, когда ко мне придут торговаться.
На основании изложенного, считаю, что должностными лицами правоохранительных органов Республики Коми в отношении меня совершены преступления, предусмотренные ст.ст. 285, 286 УК РФ, и прошу взять под личный контроль ход и результаты проверки этого заявления Генерального прокурора РФ и председателя следственного комитета РФ.
Со слов Григория Чекалина записал адвокат Козлитин В.И.
Корреспондент «7x7» попросил адвоката Виктора Козлитина прокомментировать отдельные фрагменты заявления.
- Григорий Чекалин считает, что его содержание в СИЗО незаконно?
- Дело в том, что в СИЗО находятся лица, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей. У Чекалина по этому делу мерой пресечения является домашний арест, который был отменен в связи с тем, что он отправился отбывать наказание по приговору суда по другому делу в колонию-поселение. То есть меры пресечения по данному делу у него не имеется. И потом, это дело экономической направленности, а по экономическим делам под стражу не закрывают сейчас.
- Но Чекалин находится в заключении по приговору суда.
- В принципе, следственные действия могли произвести и по месту отбывания Чекалиным наказания, то есть в колонии-поселении. Ну, ладно, решили этапировать, но этапировали-то до возобновления производства по делу. И сейчас, уже после окончания следственных действий, он не должен содержаться в СИЗО, потому что режим там совершенно другой - ограничения по свиданиям, по питанию, по свободе передвижения и т. д. Это - тюремный режим, который идет вразрез с назначенным Чекалину по приговору суда режимом. По сути, не выполняется приговор суда по части режима.
- То есть по закону Чекалин сейчас должен находиться в колонии-поселении на Вежайке?
- Да. И зачем надо было переводить его на 2 месяца в СИЗО, когда они за пять дней произвели все следственные действия, мне, честно говоря, не совсем ясно.
- И все же, на ваш взгляд, какая цель преследовалась в данном случае?
- На мой взгляд, это - акция устрашения. Правоохранительные органы лишний раз показывают свою силу. Там совершенно глупое, бесперспективное дело, и, если не будет беспредела, чего исключать, на самом деле, нельзя, то никакой судебной перспективы у этого дела нет. Никакой абсолютно. Но его будут держать в СИЗО до последнего. И к нему должны придти поторговаться, потому что прекрасно понимают, какое значение имеют его показания в деле о поджоге ТЦ «Пассаж».
- Вы предполагаете, что возможная торговля будет связана с предстоящим рассмотрением в суде уголовного дела по обвинению братьев Махмудовых и Гаджиева в организации и заказе поджога «Пассажа»?
- Для меня эта связь очевидна. Говоря проще, это тот крючок, на который его в очередной раз хотят подвесить — чтобы он стал послушным, покладистым и сговорчивым.