Сыктывкарский городской суд сегодня, 11 августа, продолжил слушание дела, затеянного при посредничестве Коми правозащитной комиссии (КПК) «Мемориал» двумя заключенными исправительной колонии (ИК)-31 - Русланом Алиевым и Алексеем Беленцовым, которые просят признать условия этапирования их по железной дороге из Сыктывкара в Микунь в ноябре прошлого года унижающими человеческое достоинство. Несмотря на явное желание представителя ответчика - входящего в структуру ГУФСИН по РК управления по конвоированию - окончить дело сегодняшним днем, судья Ирина Смолева постановила продолжить процесс, удовлетворив ходатайство представителя истцов, члена правления КПК Эрнеста Мезака, запросившего дополнительную информацию об обстоятельствах этапирования.

 
Напомним, в своем заявлении в суд осужденные Алиев и Беленцов сообщили, что в начале ноября 2010 года они были этапированы из исправительной колонии №25, расположенной в пригороде Сыктывкара, в 31-ю колонию, находящуюся в Микуни. На железнодорожном вокзале Сыктывкара их поместили в вагонзак. В стандартной камере вагона площадью около 4 кв.м. вместе с заявителями были размещены еще десять человек. Условия, когда на каждого заключенного с его личными вещами приходилось около 0,3 кв.м. площади камеры вагонзака, заявители посчитали унизительными и не отвечающими требованиям статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека («Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию»).
 
На предпоследнем заседании 19 июля Эрнест Мезак настаивал на том, что перевозка заключенных в вагонзаках из расчета по 0,28 кв.м. на каждого, несмотря на существующие российские нормативы, является незаконной как не соответствующая европейскому праву. Представители ответчиков из ГУФСИН по Коми, в свою очередь, убеждали суд в том, что всего лишь исполняют установленные нормативы, и пытались оправдать тесноту, в которой этапируются заключенные. В качестве примера приводилась площадь, приходящаяся на каждого пассажира маршрутной «газели». По мнению представителя управления по конвоированию ГУФСИН по РК, 0,38 кв.м., которые занимает пассажир этого мини-автобуса, также можно было бы расценивать как унижающие человеческое достоинство, однако в судебном порядке никто этого доказать не пытался.
 
Сегодня вызванный в суд представитель третьего лица - занимающейся техническим обслуживанием подвижного состава «Федеральной пассажирской компании» - тоже втолковывал суду и г-ну Мезаку, что теснота в вагонах обычных пассажирских поездов, вполне сравнимая, на его взгляд, с «вагонзаковской», не является чем-то унизительным, поскольку лично он не сталкивался с соответствующими жалобами граждан.
 
Между тем Эрнест Мезак попытался акцентировать внимание судьи на том, что разрешенные для перевозки каждому этапируемому заключенному 50 кг. личных вещей создают серьезные проблемы, учитывая размеры камеры вагонзака. Предложение правозащитника опытным путем проверить, какую площадь займет принесенный им на заседание баул, г-жа Смолева не поддержала, приняв к сведению возражения представителя управления по конвоированию, что сумки у заключенных могли быть разные. Однако перенесла слушания, согласившись с требованием г-на Мезака к ГУФСИН по Коми предоставить список всех этапировавшихся в ноябре прошлого года в Микунь заключенных с тем, чтобы расспросить их, какое количество сумок и какого объема было при них, где конкретно размещались сумки в вагонзаке, и повлияло ли количество вещей на условия перевозки.