За смерть в ноябре 2009 года в СИЗО налогового консультанта фонда Hermitage Сергея Магнитского ответят только тюремные врачи. Вчера следственный комитет России (СКР) возбудил уголовные дела в отношении бывших сотрудников СИЗО "Бутырка" Ларисы Литвиновой и Дмитрия Кратова. Первая была лечащим врачом Сергея Магнитского, а второй — заместителем начальника изолятора по медицинской части. Вчера же стало известно о том, что к членам совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, утверждающим, что в смерти господина Магнитского виновны сотрудники правоохранительных органов, подан судебный иск о клевете.
Официальный представитель СКР Владимир Маркин сообщил, что в отношении бывшего лечащего врача Сергея Магнитского Ларисы Литвиновой возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 109 УК РФ ("Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей"). Одновременно в отношении бывшего заместителя начальника СИЗО "Бутырка" по медицинской части Дмитрия Кратова возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 293 УК РФ ("Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека"). По версии следствия, подозреваемые долгое время не могли назначить господину Магнитскому элементарное обследование, а в больницу другого СИЗО "Матросская Тишина" фактически отправили его уже умирать. Срок максимального лишения свободы по вменяемым им статьям — три и пять лет соответственно.
Члены совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, комментируя заявление Владимира Маркина, вчера высказали пожелание о привлечении к уголовной ответственности за смерть Сергея Магнитского не только врачей, но и сотрудников правоохранительных органов. "Мы должны разобраться во всей цепочке, включая роль представителей правоохранительных органов и спецслужб",— сказал член совета, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. "Я надеюсь, что Кратов и Литвинова не станут молчать и дадут показания на других участников травли господина Магнитского",— заявил глава общественной наблюдательной комиссии города Москвы за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания Валерий Борщов.
Владимир Маркин не исключил, что в деле могут появиться новые фигуранты. По его словам, работа по установлению всех обстоятельств смерти Сергея Магнитского, по итогам которой будут сделаны выводы о причастности или непричастности к этому преступлению и других лиц, продолжается. По результатам этой работы "при наличии оснований" к уголовной ответственности могут быть "привлечены и другие лица, в независимости от должностей, которые они занимали и занимают в настоящее время".
Однако вероятность такого развития событий предельно мала. Связано это с тем, что в материалах уголовного дела о смерти Сергея Магнитского есть заключение Генпрокуратуры от 20 мая этого года. Оно касается проверки всех обстоятельств осуществления уголовного преследования господина Магнитского следственным комитетом при МВД. В частности — "порядка и оснований привлечения его к уголовной ответственности, избрания в отношении него меры пресечения, продления срока его содержания под стражей, рассмотрения поступавших от него жалоб и ходатайств". Все действия следственной группы, преследовавшей работников фонда Hermitage по обвинению в неуплате налогов организацией в особо крупном размере, признаны Генпрокуратурой "законными и обоснованными".
Теперь не исключено, что членам совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека придется опровергнуть свои высказывания о виновности в смерти Сергея Магнитского сотрудников правоохранительных органов. Добиться этого через суд решил следователь Павел Карпов, на которого правозащитники в числе других возложили вину за смерть господина Магнитского.
Иск о защите чести и достоинства подан господином Карповым в Пресненский райсуд Москвы к членам президентского совета Людмиле Алексеевой, Кириллу Кабанову и Тамаре Морщаковой. Он добивается от них опровержения и компенсации в 1 рубль. По утверждению Павла Карпова, заключение правозащитников о виновности в смерти Сергея Магнитского сотрудников правоохранительных органов подготовлено "исключительно на основании заявлений пиарщиков главы фонда Hermitage Уильяма Браудера, которые ответчиками (членами президентского совета.— "Ъ") не проверялись". В свою очередь, ответчики только приветствуют подобные иски, поскольку "в ходе разбирательства им (правоохранителям.— "Ъ") придется публично ответить на очень неприятные вопросы".
Александр Жеглов, Виктор Хамраев
Источник: "КоммерсантЪ"