Сегодня в Сыктывкарском суде началось рассмотрение по существу исковых заявлений заключенных 31-й исправительной колонии Руслана Алиева и Алексея Беленцова, которые просят признать условия этапирования их по железной дороге из Сыктывкара в Микунь в ноябре прошлого года унижающими человеческое достоинство.
 
В своем заявлении в суд осужденные, интересы которых представляет член правления КПК «Мемориал» Эрнест Мезак, сообщили, что в начале ноября 2010 года они были этапированы из исправительной колонии №25, расположенной в Сыктывкаре, в 31-ю колонию, находящуюся в Микуни. На железнодорожном вокзале Сыктывкара их поместили в вагонзак. В стандартной камере вагона площадью около 4 кв.м. вместе с заявителями были размещены еще десять человек. Условия, когда на каждого заключенного с его личными вещами приходилось около 0,3 кв.м. площади камеры вагонзака, заявители считают унизительными и не отвечающими требованиям статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека («Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию»).
 
На предварительном заседании судья Ирина Смолева попросила ответчиков в лице ГУФСИН по РК и входящего в его структуру управления по конвоированию представить по запросу представителя истца информацию, по которой можно было бы судить, действительно ли условия перевозки заключенных были унизительными.
 
На сегодняшнем заседании Эрнест Мезак настаивал на том, что перевозка заключенных в вагонзаках из расчета по 0,28 кв.м. на каждого, несмотря на существующие российские нормативы, является незаконной как не соответствующая европейскому праву. Представители ответчиков, в свою очередь, убеждали суд в том, что всего лишь исполняют установленные нормативы, и пытались оправдать тесноту, в которой этапируются заключенные. В качестве примера приводилась площадь, приходящаяся на каждого пассажира маршрутной «газели». По мнению представителя управления по конвоированию ГУФСИНа по РК, 0,38 кв.м., которые занимает пассажир этого мини-автобуса, также можно было бы расценивать как унижающие человеческое достоинство, однако в судебном порядке никто этого доказать не пытался.
 
Заслушав стороны, судья обязала представителей ответчиков предоставить документы, касающиеся некоторых характеристик техники для перевозки заключенных и перенесла слушания на август с.г.