Сегодня, 21 июня, кассационная коллегия Верховного суда Коми оставила в силе вердикт нижестоящей судебной инстанции, приговорившей заключенного исправительной колонии (ИК)-25 Александра Готовченко за применение насилия в отношении сотрудника колонии к 3 годам лишения свободы. Заявление осужденного о том, что Сыктывкарский горсуд необоснованно не удовлетворил его ходатайство о проведении психофизиологической экспертизы с применением полиграфа, которая засвидетельствовала бы ложность показаний потерпевшего, кассационная коллегия оставила без внимания.
Следы резиновой палки на спине заключенного Готовченко были хорошо различимы и неделю спустя после избиения. Фото Эрнеста Мезака.
Инцидент, который обернулся для Александра Готовченко новым сроком, произошел в ИК-25, что расположена в местечке Верхний Чов под Сыктывкаром. 28 октября прошлого года в ПКТ (помещение камерного типа) ШИЗО, в котором, кроме Готовченко, находился заключенный Борецкий, пришли три сотрудника во главе с замначальника отдела безопасности, майором Музыкантским. Майор велел заключенным снять фуфайки, на что те ответили отказом, заявив, что в камере холодно и вначале нужно утеплить окно второй рамой. О том, что произошло следом, Готовченко и Музыкантский рассказали в суде по-разному.
В изложении заключенного, майор накинулся с кулаками на Борецкого. Тот пытался оказать сопротивление, но трое сотрудников его быстро успокоили и начали за ноги вытаскивать в коридор. На просьбу Готовченко не делать этого, майор оскорбил его в нецензурной и изощренной форме. Не снеся оскорбления, заключенный ударил Музыкантского, после чего получил по полной программе — руками, ногами и резиновой палкой. По версии же Музыкантского, первым напал на него Борецкий, а следом безо всякого повода его ударил и Готовченко.
В суде обвиняемый заявил, что готов пройти проверку на правдивость своих показаний с использованием детектора лжи. После того, как Музыкантский такой готовности не высказал, суд ходатайство заключенного оставил без удовлетворения.
В итоге суд признал майора потерпевшим, а Александру Готовченко назначил наказание в виде 3 лет лишения свободы в колонии строгого режима, признав его виновным в совершении преступления по ч.2 ст.321 УК РФ («применение насилия, неопасного для жизни или здоровья, в отношении сотрудника места лишения свободы»).
В сегодняшнем заседании заключенный Готовченко и его защитник Владислав Коснырев, повторяя доводы жалобы, в частности, заявили кассационной коллегии Верховного суда РК, что в приговоре не указаны основания, по которым суд принял за основу одни доказательства и отверг другие и назвали надуманными основания, по которым суд отказал в удовлетворении ходатайства осужденного о проведении психофизиологической экспертизы с применением полиграфа. Кроме того, адвокат указал, что, по его мнению, действия Готовченко не образуют состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 321 УК РФ, поскольку они совершены на почве личной неприязни, вызванной противоправными действиями потерпевшего.
Провеля в совещательной комнате около четверти часа, кассационная коллегия Верховного суда Коми не нашла оснований для удовлетворения жалобы заключенного.