Сегодня, 14 июня, в Сыктывкарском горсуде продолжилось рассмотрение уголовного дела по обвинению бывшего сотрудника спецприемника УВД по Сыктывкару Михаила Овсянникова в превышении должностных полномочий с применением насилия (п. «а» ч.3 ст.286 УК РФ) в отношении административно задержанного Александра Прихожана. После того, как в судебном заседании была просмотрена видеозапись расправы милиционера над задержанным, подсудимый принес извинения потерпевшему, которые не были приняты. Гособвинитель попросила суд приговорить г-на Овсянникова к 4 годам лишения свободы условно.

Напомним, вечером 22 ноября прошлого года 24-летний сыктывкарец Александр Прихожан повздорил с соседом. В спецприемнике, куда его доставил наряд милиции, во время сдачи вещей дежурному милиционеру Михаилу Овсянникову приглянулся ремень задержанного. Он взял его из коробки, а в ответ на требование  владельца положить вещь на место намотал ремень на кулак и ударил Прихожана по лицу. Затем дежурный нанес г-ну Прихожану, как минимум, еще один удар — потерпевший после внезапного нападения находился в полуобморочном состоянии и точно восстановить в памяти последующие события не мог. Позже выяснилось, что процесс избиения был зафиксирован камерами видеонаблюдения, установленными в спецприемнике.

В середине декабря по заявлению потерпевшего сыктывкарским отделом Следственного управления Следственного комитета РФ по РК в отношении успевшего уволиться из органов внутренних дел Овсянникова было возбуждено уголовное дело по п. "а", ч.3 ст.286 УК РФ, а 15 марта с.г. началось судебное рассмотрение этого дела под председательством судьи Романа Вокуева в Сыктывкарском горсуде.

В сегодняшнем судебном заседании наконец-то дошла очередь до просмотра видеозаписи происшедшего в спецприемнике в ночь с 22 на 23 ноября прошлого года. Сам момент контакта подсудимого с потерпевшим длился всего несколько секунд и по просьбе судьи был просмотрен покадрово. Камера четко зафиксировала движение Прихожана к милиционеру, когда тот взял ремень, и два удара Овсянникова, которыми потерпевший был отброшен на скамью у стены.

После «фильма» Михаил Овсянников, отвечая на вопросы защитника, изложил суду  свою версию ночного инцидента:

- Когда я производил осмотр вещей задержанного, меня привлекла надпись «МВД» на ремне. Я его спросил, имеет ли он какое-то отношение к милиции. Ответа никакого не последовало..,  я почувствовал, что меня кто-то хватает за плечо.  Развернувшись, я увидел, что Прихожан выполняет какие-то действия в мою сторону. Я расценил это как нападение.., сделал отмашку в его сторону рукой, чтобы как-то отодвинуть его на безопасное для себя расстояние. Ремень был сложен у меня в руке вдвойне, когда делал отмашку, бляшкой наружу, могу даже продемонстрировать, если желаете, как у меня ремень сложен был... Бляхой ему попало по лицу. Он схватился за лицо рукой. В первую очередь надо было выяснить, что произошло. Я отодвинул его руку, увидел небольшое рассечение, ранку, из которой кровь текла. Я зашел в душевую, включил воду, потом вышел, приподнял его и завел в душевую. Он там умылся...

Адвокат попросил своего подзащитного пояснить ситуацию со вторым ударом.

- Второй удар? Не удар был, а захват руки... Не захват, а я тянулся, чтобы его руку отнять от лица, чтобы посмотреть какие у него...

- Там удар был, - прервал подсудимого защитник.

- Дело в том, что я второй удар не помню, да и как говорит потерпевший, второго удара он тоже не ощущал. Это все происходило в состоянии таком...

- Ну, на пленке-то видно, - снова прервал своего подзащитного адвокат.

- Видно, да. Было. Происходило все быстро...

- Если первый удар можно счесть необходимой обороной, то второй — уже перебор, - оценил ситуацию адвокат..

- Да, это перебор.

- В связи с этим ты не хочешь принести ему извинение?

Подсудимый хотел: « Александр Прихожан, я приношу свои извинения за то, что я принес тебе телесные повреждения в той ситуации. Я, как сотрудник, хоть и бывший, должен был оценить  ситуацию правильно. Поэтому прошу меня извинить».

- Потерпевший, извинения принимаете-не принимаете? - спросил у Александра Прихожана судья Роман Вокуев.

Потерпевший в ответ лишь отрицательно помотал головой...

- В душевой кабине удары наносили? - обратился судья теперь уже к подсудимому. Вопрос был вызван показаниями потерпевшего о том, что милиционер дал волю кулакам и в то время, когда они остались вдвоем в душевой.    

- Нет, не наносил удары...

- Слышали показания потерпевшего? Он вас оговаривает, получается?

- Да, он меня оговаривает...

- Вы свою вину в преступлении, которое вам инкриминируется, признаете полностью, не признаете вообще или признаете частично?

- Признаю частично.

В прениях гособвинитель заявила, что вина подсудимого нашла полное подтверждение в суде, что никаких оснований не доверять показаниям потерпевшего  не усматривается, что позицию подсудимого, который «не раскаялся в содеянном в полном объеме», следует расценивать, как стремление избежать уголовной ответственности за совершение тяжкого преступления. Представитель гособвинения попросила суд признать Михаила Овсянникова виновным в совершении инкриминируемого ему преступления и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года условно с лишением права в течение трех лет занимать должности в правоохранительных органах, органах госвласти и управления.

Александр Прихожан с предложенным гособвинителем наказанием согласился, отметив следующее: «Если бы он раньше поинтересовался, что со мной случилось..,  как-то извинился передо мной, я бы, может быть, его простил. Но вот сейчас, если честно,  в его извинения я не верю нисколько, потому что он просто хочет себе смягчить приговор».

Лишь защитнику подсудимого запрошенные 4 года условно показались слишком суровым наказанием. Упомянув среди смягчающих вину обстоятельств наличие у подзащитного «боевых наград за Чечню», адвокат попросил условный срок сократить вдвое.

27 июня суд выслушает последнее слово Михаила Овсянникова.