Сегодня, 17 марта. В Конституционной суде Республики Коми слушалось дело по жалобе сыктывкарца Виктора Торлопова, который просит признать не соответствующей Конституции РК норму республиканского закона «О выборах и референдумах в РК» в части установления двухпроцентного размера сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.

"Дело о 2%" слушалось под председательством судьи Павла Пунегова. Фото Сергея Сорокина.



Заседание началось с того, что судья-докладчик Денис Басманов изложил суть поступившей жалобы. Она заключается в том, что заявитель считает пункт 7 статьи 36 закона №88-РЗ «О выборах и референдумах в РК», принятого 27 сентября 2010 года, в котором определено, что «в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному и единому избирательному округу должны быть собраны подписи избирателей в порядке, установленном Федеральным законом, в количестве 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей», противоречащим положениям статей 4,10,15 и 17 Конституции РК и усматривает в этой норме закона неравенство между гражданами в реализации права быть избранными в представительные органы власти в зависимости от их материального положения.  

Вышедший к трибуне для дачи пояснений по существу поданной жалобы Виктор Торлопов напомнил о том, что в 90-х годах законодательный орган Коми — Верховный совет РК - состоял из 50 депутатов, которые избирались по одномандатным округам. Затем, «путем эволюции законодательства, которое было связано с введением режима власти, называемым «путинской демократией», «управляемой демократией» в РФ были введены определенные ограничения в отношении избирательных прав граждан для того, чтобы люди, занимающие ту или иную активную позицию, несогласные с курсом госвласти, не могли пройти на тех или иных выборах в органы госвласти, представительной, прежде всего».

- Когда в 1994-99 годах происходили выборы в Верховный совет Коми, мне хватило 100 подписей для того, чтобы я смог участвовать в выборах по Лесозаводскому округу, - поделился воспоминаниями заявитель. -  Да, я проиграл, но мое конституционное право на участие в выборах было реализовано...Когда же был введен принцип партийного формирования Госсовета РК республика была разделена на 15 одномандатных округов, количество избирателей в округе стало составлять около 50 тыс. человек, и гражданин должен теперь собрать около 1000 подписей, чтобы получить возможность участвовать в выборах, как самовыдвиженец...»  

Виктор Торлопов поделился с судом своими подсчетами: сбор 1 подписи занимает не менее 10 минут, чтобы их собрать, необходимо пройти, как минимум, 350 квартир (что одному человеку не осилить), и надо, минимум, 10 тыс. руб., чтобы запустить  процесс сбора подписей, что далеко не всем по карману.

- А зачем вообще этот сбор подписей необходим? - задался вопросом г-н Торлопов. - Они лежат мертвым грузом. Когда я собираю подписи, я не имею право заниматься агитацией, как таковой, потому что это прямо запрещено законом. Смысл хождения, раз агитацию нельзя делать? Я просто хожу и вторгаюсь в частную жизнь гражданина...Записано в Конституции «свободные выборы», и в то же время у нас возникают  определенные ограничения этого права. Почему гражданам, которые могли бы проголосовать за того или иного кандидата, самим напрямую не определиться при избрании того или иного лица о его поддержке?

«Мы на сегодняшний день видим, что свободных-то выборов в РК нет, это я высказываю свое отношение к существующей избирательной кампании, которая была проведена, наверное, очень грязно, - поделился своими впечатлениями заявитель. - Когда мы видим, что органы власти принимают непопулярные законы, которые не соответствуют чаяниям народа, то в конечном итоге мы получаем русский бунт...»

После того, как Виктор Торлопов закончил свое выступление, судья Басманов обратился к нему с вопросом: «Суть ваших требований в чем состоит? Вы не согласны с тем, что вообще необходимо собирать подписи?»

- Нет, я не согласен с чрезмерно установленным количеством...Не могут приниматься законы, ухудшающие положение граждан, — это один из принципов, - заявил г-н Торлопов и напомнил, что о том, что раньше в поддержку выдвижения надо было собрать не более 300-350 подписей, а сейчас 1000. - Должно же быть какое-то обоснование — почему именно 2%, а не меньше...

Получивший слово для выступления представитель Госсовета РК, консультант правового управления Виктор Егоров сообщил, в частности, что в соответствии с    нормой федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в поддержку выдвижения кандидатов  могут собираться подписи избирателей в порядке, который определен законом субъекта РФ. Количество подписей, которые необходимы для регистрации кандидатов, устанавливает закон субъекта, и не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.  Депутаты Госсовета РК, вольные в этих рамках устанавливать любое количество подписей, прописали в республиканском законе максимум — 2%. «В республиканском законе... таким образом, данная норма принята Госсоветом РК в пределах правового регулирования, предписанном федеральным законом субъекту РФ и не противоречит нормам Конституции РК», - подвел черту госсоветовский консультант.

- Если мы говорим о Конституции РК, то как прописанные в ней свободные выборы соотносятся с тем, что я, как гражданин, не могу это право реализовать, исходя из того, что я не могу собрать 1000 подписей? - спросил г-н Торлопов г-на Егорова. - Я могу собрать 100 подписей, но не могу тысячу. Является ли это ограничением моих прав?

- Я считаю, что не является. В чем оно у вас ограничено? Пожалуйста, собирайте подписи. Если не можете собрать в таком большом округе, то...

- А какие есть округа меньшие, где требуется собрать, скажем, менее 900 подписей? Вы можете назвать?

- Вы меня допрашиваете уже, - оценил вопрос г-н Егоров, но все же ответил по существу: - У меня нет таких данных.

После того, как свою позицию изложила представитель Главы РК, также попросившая суд отказать в удовлетворении жалобы, а Виктор Торлопов воспользовался правой на реплику, чтобы дополнительно обосновать свою просьбу, председательствующий, заместитель председателя Конституционного суда РК Павел Пунегов завершил судебное заседание по рассмотрению жалобы, решение по которой будет принято 29 марта.

Сергей Сорокин, «7x7»