3 марта судья Сыктывкарского горсуда Роман Вокуев вынесет приговор по так называемому «гороховому делу». Сегодня стороны выступили в прениях, а  обвиняемый в незаконном изготовлении, хранении и перевозке взрывных устройств (петард, начиненных горохом) сыктывкарский страйкболист Евгений Пуров - с последним словом.

Изготовитель "гороховых гранат" Евгений Пуров.  Фото с сайта foogass.livejournal.com
 

Прославившее Коми на весь страйкбольный (страйкбол — популярная военно-спортивная игра) мир «гороховое дело» началось с задержания ОМОНом 14 января прошлого года 11 человек, которые на одном из заброшенных объектов в местечке Човью под Сыктывкаром занимались альпинистской подготовкой. На месте задержания в чехле от элетропневматической винтовки Евгения Пурова правоохранители нашли самодельные гранаты, сделанные из петард, гороха и рулончиков от туалетной бумаги, и предназначенные для игры в страйкбол. Позже в квартире страйкболиста было найдено еще около 30 «гороховых гранат».

Всех задержанных в итоге отпустили, а в отношении г-на Пурова возбудили уголовное дело по ч.1 ст. 222 («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств») и ч.1 ст.223 («Незаконные изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств») УК РФ, и взяли под стражу.
В СИЗО, где по признанию незадачливого страйкболиста, над его делом все просто смеялись, поскольку «всем понятно было, что все это просто бред», Евгений Пуров отсидел более двух месяцев, а судебное разбирательство, начатое весной прошлого года, вышло на финишную прямую только сейчас.

Сегодня, 25 февраля, в суде был допрошен один из приятелей-страйкболистов подсудимого, рассказавший, в частности, о всех «прелестях» силового задержания 14 января прошлого года, когда около сорока минут им пришлось лежать на полу, дожидаясь своей участи, а также выступила мама Евегия Пурова, назвавшая его заботливым сыном и ответственным человеком, не способным причинять вред окружающим.
На этом судебное следствие было объявлено оконченным, и строны получили возможность выступить в прениях.
Представитель гособвинения основное внимание в своей речи уделила выводам двух экспертиз, проведенных экспертно-криминалистическим центром при МВД по РК и Центром судебных экспертиз Министерства юстиции РФ:

«Обе эти экспертизы пришли к одному выводу: эти устройства, которые подсудимый называет пиротехническими, являются...самодельными взрывными устройствами малой мощности.., обладают поражающим действием, могут причинить вред здоровью человека, попавшего в зону их действий. Вторая экспертиза даже более жестче говорит о том, что они могут причинить ушибы открытым частям тела человека на расстоянии до 11 метров, а также нанести травму  незащищенным органам зрения человека на этом же расстоянии».

«Да, они приспособлены для игры, но в игре лица, которые в ней участвуют, имеют защиту — они надевают очки, определенный камуфляж...А если это устройство кинуть в толпу незащищенных людей, как говорит эксперт, на которых нет очков, нет двойных штанов, если это — лето..?» - напустила страху гособвинитель и, посчитав вину подсудимого в изготовлении, хранении и первозке взрывных устройств доказанной, предложила суду признать его виновным и приговорить к 7 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год.   

Выступивший следом защитник Евгения Пурова, адвокат Михаил Головин счел необходимым ответить на нарисованную гособвинителем фантастическую картину взрыва «гороховой гранаты» в толпе людей:

- Ваша честь, мясорубка тоже имеет инструкцию по эксплуатации, там тоже есть техника безопасности: не запихивайте пальцы. И говорить о том, что было бы, если бы Пуров кинул в толпу людей на пляже летом, которые в одних трусах...Это просто эмоциональное высказывание, я так полагаю. Как история, так и юридическая наука и практика не позволяют нам сослагательное наклонение: что было бы, если бы было бы...95% убийств совершаются бытовым ножом. Почему представители гособвинения не выходят с законодательной инициативой о запрете использования бытовых ножей? Это же фактически оружие массового поражения...Мы говорим только о том, что мой подзащитный изготавливал эти устройства и прекрасно понимал, что они будут использоваться не в хулиганских целях или, как наши великие граждане из МВД отчитались после задержания, в качестве подготовки террористического акта, а только при проведении игр. Нет доказательств того, что мой мой подзащитный имел умысел взорвать это изделие где-нибудь в общественном месте.

Адвокат Головин высказался и по поводу вышеназванных экспертиз: «Наш эксперт  признал, что горох является поражающим элементом, что является нонсенсом для всего мира...Московский эксперт более определенно высказался, что ущерб может быть причинен только глазам. Но это никто и не отрицал... В материалах уголовного дела было однозначно доказано.., что те пульки, которые вылетают из оружия (автоматического оружия, используемого при игре в страйкбол - «7х7»), пластиковые пульки, причиняют гораздо больше болевых ощущений организму, нежели взорвавшаяся граната и разлетевшийся горох».

Михаил Головин попросил суд признать его подзащитного невиновным и прекратить в отношении него уголовное дело. С тем же обратился к суду и сам подсудимый, выступивший с последним словом.

Приговор по «гороховому делу» судья Роман Вокуев намерен огласить 3 марта.

Сергей Сорокин, «7x7»