Сегодня, 16 февраля, в Сыктывкарском горсуде состоялось предварительное заседание по заявлению председателя Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Игоря Сажина, который просит признать незаконными действия милиционеров ЛУВД «Шереметьево», задержавших и досмотревших его 9 октября прошлого года в здании аэропорта как лицо, включенное в некий «список экстремистов».
Задержания в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга не отбили у Игоря Сажина охоту летать самолетом. Фото Андрея Влизкова.
«7x7» сообщал ранее о задержаниях Игоря Сажина, происшедших в начале октября прошлого года в аэропортах Санкт-Петербурга («Пулково») и Москвы («Шереметьево») на основании того, что его имя значится в неком «списке экстремистов». Правозащитник, решивший выявить авторов «списка» и получить официальное заключение о законности их действий, в декабре сделал первый шаг в этом направлении: обратился в Сыктывкарский горсуд с просьбой признать действия сотрудников милиции «Пулково» и «Шереметьево», выразившиеся в его задержании и ограничении его права на свободу передвижения и личную неприкосновенность незаконными.
На сегодняшнее заседание суда, рассматривавшего заявление г-на Сажина по поводу незаконности действий московских милиционеров, явились сам заявитель и его представитель. От Линейного управления внутренних дел «Шереметьево» не было никого. Судья Галина Маркова сообщила, что повестка в Москву была послана, но в ответ не пришло даже уведомления о ее получении.
Заявитель, по предложению суда, рассказал как было дело:
- 9 октября я самолетом из Мурманска прилетел в Москву, в аэропорт «Шереметьево». Самолет подвели к рукаву и объявили о том, что просят при выходе показывать паспорта. До этого в Пулково то же самое было, поэтому я, догадываясь, что это по мою душу, постарался раньше всех пройти, чтобы остальных не задерживать. При выходе стояли два сотрудника милиции, которые посмотрели мой паспорт и сказали: «О, вы нам и нужны, пройдемте». Мы зашли в здание аэропорта, спустились на первый этаж, зашли в комнату для личного досмотра, и они сказали, что должны досмотреть мой багаж. У меня был портфель.
- Какой-то разговор, предшествующий досмотру, был между вами? - спросила судья.
- Да. Я их спросил, мол, в связи с чем? Они говорят, что в связи с письмом из ФСБ, что вы включены в список экстремистов. После этого они попросили меня все достать из сумки, все посмотрели, по каждому документу спрашивали, что это такое, я им объяснял. Старший лейтенант милиции Шарпин составил протокол, после чего стали меня спрашивать, чем я занимаюсь. Я сказал, что преподаю в лицее, а так как при мне были документы по заключенным — я как раз летел из Мурманска, где вел семинар для работников ФСИН, они спросили: вы заключенных защищаете? Я сказал, что, заключенных тоже. А может быть, вы их по какому-то национальному признаку делите? - спросили они. Я ответил, что не делим. Тогда один их них, прапорщик, который не представился, удивился: что ж они вас в список включили-то?
- Потом отпустили?
- Да. В самом конце один из них — прапорщик - достал документ и сказал, что мы вас вот по этому документу задерживали. Я взглянул: там такая ксерокопия была очень плохая, но я в «шапке» увидел «ФСБ» и в самом документе было подчеркнуто словосочетание «список экстремистов». Извините, говорит, работа у нас такая.
Выслушав заявителя, судья Маркова следующее заседание по делу назначила на 9 марта. В ЛУВД «Шереметьево» снова будет послана повестка. Если же и на этот раз приглашение представителя линейного управления будет проигнорировано, то суд намерен отправить поручение о допросе в качестве свидетеля старшего лейтенанта Шарпина.
Заявление г-на Сажина на незаконные действия работников милиции аэропорта «Пулково» будет рассмотрено Сыктывкарским судом 25 февраля.
Сергей Сорокин, «7x7»