Вчера председатель Общественной наблюдательной комиссии Коми по осуществлению контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Николай Збаражский и член этой комиссии юрист Сергей Гобанов посетили исправительную колонию №25, где 4 февраля  произошло очередное чрезвычайное происшествие. Как уже сообщал «7x7» , осужденный Дмитрий Пашутин убил другого осужденного, Андрея Иванова, а также нанес ранения  сотруднику колонии, майору внутренней службы Сергею Вершинину и осужденному Алексею Тарасову.

Правозащитники были не одни. С ними вместе колонию посетили представители ГУФСИН.  Как сообщил   Сергей Гобанов,  они обследовали места проживания заключенных, ШИЗО, встретились  с одним из пострадавших Алексеем Тарасовым, узнали, как проходит лечение.  Как выяснилось, лечение проходит успешно, он помещен в больницу внутри самой колонии.

По мнению правозащитника, участившиеся в последние два-три месяца происшествия в ИК-25, связаны с целым рядом обстоятельств. В рамках реформирования судебно-исправительной системы в эту колонию перевели тех, кто впервые отбывает наказание.  Между тем, как всем известно, в среде заключенных  действуют свои законы, диктуемые криминальными  авторитетами.  Руководство ГУФСИН в свою очередь  пытается привести режим дня осужденных в соответствие с действующим законодательством и наталкивается на сопротивление.  

К тому же в ИК-25 идут ремонтные работы силами самих осужденных, повышается ее техническая оснащенность.  И еще в последнее время сменилось  руководство колонии и часть персонала.  Многое со стороны обитателей ИК-25 вызывает протест.  

Часть жалоб заключенных выходит за рамки закона. Например, кое-кто хотел бы отовариваться в магазинах на большую сумму, чем это им позволено.  Но согласно одной из статей Уголовно-исполнительного кодекса они не имеют права приобретать товары и продукты питания более, чем на две тысячи рублей в месяц.

– Мы обратили внимание, что руководство колонии довольно длительное время проводило разъяснительную и упредительную работу в различных подразделениях о недопущения разного рода нарушений, – рассказал «7x7» Сергей Гобанов. – Лица в состоянии алкогольного опьянения, использующие запрещенные предметы и оказывающие сопротивление сотрудникам ГУФСИНа  признаются злостными нарушителями. Тем не менее, различными потаенным способами спецконтингент умудряется «выращивать» довольно большое количество спиртосодержащей жидкости. Причем в качестве сахаросодержащего материала используются обычные леденцы.

В целом, правозащитники пришли к выводу, что в ИК-25 идет нормальный диалог, не всегда однозначный, поскольку конфликта интересов не избежать.  «Заключенные, как правило, любого сотрудника ГУФСИНа или представителя надзирающего органа воспринимают  не иначе как часть карательного механизма, – пояснил Сергей Гобанов. – Даже если нет прямого конфликта, все равно они находятся как бы по «разные стороны баррикады». Тем более что ИК-25 является колонией строгого режима, и часть осужденных имеют за плечами такие тяжелые статьи уголовного кодекса, такие как убийство. Работа в такой колонии требует терпения. И я надеюсь, что этого терпения хватит и заключенным, и персоналу».

Игорь Бобраков,  «7x7»