Прошедший сегодня форум «Стратегия 2020. Региональная проекция» проходил по четырем секциям. Завершающей темой обсуждения стала «Наша демократия: механизмы взаимодействия общества и власти».
Работа последней секции началась с того, что ведущий Андрей Ильницкий, заместитель руководителя политического комитета партии «Единая Россия», представил федеральных экспертов. Это директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты РФ Александр Брод и его коллега по палате, руководитель ЦИК «Всероссийского совета местного самоуправления» Светлана Разворотнева. Несколько десятков региональных общественников, в основном сыктывкарцев, сидели за большим столом, и им было предоставлено право участия в дискуссии.
Однако из полутора часов, отведенных на работу секции, почти половину заняли московские гости. В отличие от местных общественников, их выступления не были регламентированы. Отправной точкой разговора, по идее, должны были послужить слова из вступительной речи Александра Брода: «Я бы оттолкнулся от слов Президента Медведева, сказанного им в одном из выступлений, что наша демократия несовершенна, но мы в начале пути… Нам интересно узнать и ваш местный опыт – как местная власть изучает ваши инициативы, использует ваши наработки и предложения».
Однако на то, чтобы поделиться «местным опытом» времени оставалось совсем мало, поэтому на выступления участникам дискуссии сначала отвели по три минуты, а затем сократили вообще до одной.
Первым предоставили слово автору этих слов. Я поднял тему отсутствия свободы слова в Коми (полный текст в «Мнениях»).
Из последующих выступлений стоит отметить речь одного из лидеров Коми отделения партии Народной свободы Ольги Несиновой:
– Власть чересчур опасается живых ростков гражданского общества. Власть должна не только изучать общественное мнение, но и реагировать на него. Сейчас этого не хватает… Если от проблем МРОТа и неисполнения закона о северах власть будет отвлекать народ гонками на оленях, то я думаю ничего хорошего из этого не получится.
Ольга Несинова превысила регламент и уже при отключенном микрофоне выкрикнула свои предложения: принять концепцию взаимодействия органов власти и НКО, а также проводить учебу активистов.
Ведущий передачи «Открытое голосование" на телеканале «Юрган» Илья Зубов выразил пожелание сделать участников дискуссии героями своего эфира. По его словам, самое сложное – найти трансляторов проблем, а не обвинителей.
С весьма продуктивными предложениями выступил декан юридического факультета Сыктывкарского университета Алексей Князев. Он призвал к созданию одинаковых условия для диалога власти с гражданским обществом: пусть будут государственные СМИ, но и частные не должны притесняться. И еще он предложил сделать максимально открытой информацию о чиновниках. Необходимо принять закон, согласно которому госслужащие должны сообщать информацию не только о своих доходах, но и расходах, а также о семейных связях.
Журналист из Нижнего Одеса Тамара Макарова, которой дали всего одну минуту, постаралась вкратце изложить ситуацию с сосногорской газетой «Заря Тимана», которая после захвата муниципальной властью растеряла тираж и авторитет (полный текст в «Мнениях»).
Продолжая тему свободы слова, член Общественной палаты Коми Игорь Иванов предложил создать при Главе республики общественный совет по СМИ из числа профессионалов, не включая в него чиновников. На этом совете можно было бы обсуждать факты вмешательства власти в деятельность средств массовой информации, а также этические проблемы. Модератору Андрею Ильницкому идея понравилась, но он посчитал, что не нужно такие советы создавать при губернаторах.
Лидер регионального отделения партии «Правое дело» Вероника Шевченко заявила, что если вернуть народу отнятые у него в 2006-2008 годах права, в частности, право выбирать губернатора, то народ будет более политически активным. Она также предложила разработать механизм отзыва депутатов и глав муниципальных образований, не оправдавших доверия населения.
Представитель ОП РК и КПК «Мемориал» Александр Щиголев высказался по поводу махровой коррупции в органах власти, причиной которой, по его мнению, являются родственно-половые связи. Любой прокурор, любой руководитель – чей-то родственник, чей-то друг, чья-то подруга. Предложение правозащитника заключалось в том, чтобы конкурсы на замещение вакантных должностей руководящих органов власти проходили под контролем общественности.
С заключительным словом выступил первый заместитель Главы Коми Алексей Чернов. Его речь был несколько странной, порой создавалось впечатление, что он завершал какую-то другую дискуссию, потому что с его стороны не последовало ни одного ответа на поставленные в ходе разговора вопросы. Он говорил о том, что власть и общественники, не найдя общей точки зрения записывают друг друга во враги, любое несогласие превращается в «религиозную войну» (ни один из выступавших никого во враги не записывал – прим. «7x7»). Следующий тезис выступления Алексея Леонидовича был еще более странным. Он призвал говорить о проблемах не от лица всего народа или «всего прогрессивного человечества» (никто так не говорил – прим.«7x7» ).
В отличие от Алексея Чернова, Александр Брод выделил несколько тем, которыми пообещал заняться лично. В частности, он готов рассмотреть материалы по поводу свободы СМИ и увольнения редакторов на комиссии Общественной палаты России, которую возглавляет главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев. Интересным ему показались и предложение по механизму отзыва глав муниципальных образований. Андрей Ильницкий, в свою очередь, отметил, что выступления носили яркий и смелый характер. «Вы не боитесь говорить власти правду, – констатировал ведущий. – Надеюсь, это послужит началом большой дискуссии».
Игорь Бобраков, «7x7»