Дмитрий Шушарин
С каждым взрывом возрастает интерес к полузапрещенной книге "ФСБ взрывает Россию" и вообще - ко всем терактам великой путинской эпохи. То, что власть всегда оказывалась в выигрыше от гибели собственных граждан, очевидно. Как очевидно и то, что масштаб терактов никогда не был критерием для оценки работы спецслужб и правоохранительных органов. Поэтому взрыв в Домодедове оценивается как часть предвыборной кампании, особенно если учесть, что сразу же все подозрения были направлены на Северный Кавказ.
Так что зря мы удивлялись неадекватности - как тогда казалось - Жириновского, чье выступление вызвало протесты на Кавказе. Этот деятель всегда в курсе и русле. Власть ничего нового изобретать не стала: враг внутренний есть Кавказ. Да, на дворе не девяносто девятый год, ну так что из того? Лидеры северокавказских республик, чья самостоятельность растет изо дня в день, получат гарантии бюджетного финансирования (а там казна государя и казна государства не разделены, как, впрочем, и в Москве) и еще большего невмешательства в свои внутренние дела. А их подданным придется немного пострадать, причем скорее морально, нежели как-то по-другому. Это ж все нужно для трескотни, а обстреливать отдельные точки в российских городах из установок "Град" никто не собирается.
Правда, тут возникает одна проблема. Русская власть вообще не подозревает о существовании ее собственных обязательств перед населением. А вот на Кавказе, кажется, некоторые патерналистские представления сохранились, не говоря уж о том, что есть некоторый консенсус элит. И потому нынешняя антикавказская кампания в России может поколебать стабильность в регионе. Кроме того, ежели действительно дело дойдет до ужесточения паспортного режима, то это может нарушить согласие между центром и Кавказом. Свободное передвижение по России избыточного и активного населения жизненно необходимо северокавказским политическим элитам.
Но это все в конце концов проблема региональная. Куда серьезнее другое отличие от девяносто девятого года, когда в России был совсем иной политический ландшафт. Тогда безвестный политик Путин бодро обещал мочить террористов в сортире. И никто другой не претендовал на это славное занятие. Теперь Путин, его возможности и наклонности известны. В том числе и новому поколению русских националистов, существующих вовсе не в политическом вакууме: это надо еще разобраться, какие сегменты правящей элиты поддерживают те или иные националистические организации.
Кто бы ни поддерживал, Путину националисты сейчас нужнее, чем он им. Такая ситуация возникла вовсе не в силу объективных обстоятельств: как уже говорилось, социально-экономические проблемы волнуют население куда больше, нежели национально-миграционные. Но допустить обсуждение того, что действительно беспокоит общество, никак нельзя. Условием дискуссии должна быть несменяемость людей во власти, но такое условие невыполнимо, если не контролировать состав диспутантов и содержание их выступлений. В рамках такой дискуссии неизбежно обсуждение программных и персональных альтернатив.
То ли дело маргинальная национальная проблема. Так, во всяком случае, представляется дело власти, пока, правда, ограничивающейся встречами со специально отобранными и молчаливыми футбольными фанатами да высказываниями на эту тему в ритуальных беседах с представителями прикремлевских молодежек. Путину и компании и в самом деле кажется, что сейчас они весьма успешно пиарятся на фоне трагедии в Домодедове, что им удалось дважды войти в одну реку.
Но ничего кроме раздражения их рекламная кампания не вызывает. Причем в первую очередь у националистов, властью взращенных, выкормленных и обласканных. Разумеется, раздражена политически активная часть населения - власть Путина как держалась, так и держится на равнодушии большинства. Разумеется также, что власти плевать на так называемых демократов, которые, как ни грустно это сознавать, подобное отношение заслуживают. На националистов им тоже плевать, как и вообще на всех россиян, но готова ли власть к куда более яростной и жесткой критике с их стороны? Пока эта критика игнорируется, националисты, по всей видимости, рассматриваются как сила подконтрольная. Но это все крайне ненадежно.
Секрет успеха путинской власти - отсутствие харизматичности у ее обладателей, мимикрическое и сущностное слияние с пассивным большинством, простецкие и грубые суждения и обещания в сочетании с полным бездействием. То, что намечалось как тенденция в тоталитарной модели, реализовалось в неототалитаризме - масса поглощает власть, десубъективирует ее.
Но не делает слабее. В безликости и безразличии власти секрет ее силы и успеха. Необычайная резкость, бессильная истеричность критиков власти из числа демократов объясняется тем, что ситуация описывается даже не присловьем "против лома нет приема", а полным отсутствием какого-либо интереса власти к оппоненту. Если уж совсем надоест, распустим слух, что его опетушили в камере, как поступили с Борисом Немцовым, который самым глупым и нелепым образом поддался на провокацию и попытался ответить тем, с кем нельзя даже о погоде говорить.
Националисты от таких методов в полном восторге, но их совершенно не устраивает то, что власть ограничивается пиаром. И более всего им не нравится то, что они сами до сих пор не во власти. Путина и компанию спасает пока только то, что националисты расколоты (не без участия агитпропа и силовиков) и не выдвинули единого лидера. Это пока страну спасает. Как спасает ее и то, что сама правящая элита крутого поворота к национализму в политической практике, а не только в политической демагогии сделать не решается.
Но подготовить политическую площадку для националистов эта власть в состоянии. "Выносить гада", как сказал Брехт. И в сущности совершенно неважно, каким этим гад родится - уличным демагогом или безликим аппаратчиком.
Или же эстетствующим графоманом, представляющим публике произведение, которое может быть названо "Карьера Артуро Уи, написанная им самим". Оно вызывает восторг столь сладостным для интеллигенции утверждением общей - а значит, ничьей - ответственности за происходящее со страной.
И даже на теракты просвещенная публика готова распространить принцип общей вины - вот уже давно никто не требует результатов расследования и не ждет правдивой информации ни о тех, кто взрывает Россию, ни о тех, кто готовит взрывы, ни о тех, кто вроде бы призван с ними бороться. Консенсус между властью и обществом достигнут, общественное равнодушие вполне достаточно для рождения нового гада.
Источник: ГРАНИ.ру