Сегодня председатель комиссии по защите прав и основных свобод граждан Общественной палаты Коми Александр Щиголев провел брифинг, на котором заявил, что Конституционный суд РК «является паразитом на бюджетном теле нашего региона». В качестве эксперта на брифинг была приглашена председатель Комиссии Госсовета РК по вопросам национальной политики, лидер регионального отделения партии «Справедливая Россия» Вера Скоробогатова.
С точки зрения правозащитника, деятельность Конституционного суда (КС) Коми: 1.неэффективная, 2. ненужная, 3. вредная. КС РК не нужен потому, что дела, которыми занимается этот орган, могут быть рассмотрены и федеральным судом. Его неэффективность заключается в малом количестве рассматриваемых дел – немногим больше десятка в год. Столько дел обычный федеральный или мировой судья рассматривает за два дня. А вреден Конституционный суд потому, что его решения не подлежат обжалованию. И таким образом, считает Александр Щиголев, через КС РК можно проводить такие решения, которые априори нарушают права граждан, но при этом сами граждане не имеют возможности их оспорить. В качестве примера такого «вредного решения» общественник назвал вердикт КС РК, не позволивший превратить Эжву в отдельный город, хотя 80% жителей района высказались за отделение от Сыктывкара.
Александр Щиголев уже подавал заявление в Верховный суд Коми, где указывал, что КС РК не соответствует Европейской конвенции, в которой говорится, что граждане могут обжаловать любое решение любого суда. Однако это заявление было оставлено без рассмотрения с формулировкой «не подлежит судебному разбирательству».
Еще один аргумент общественника в пользу упразднения КС РК: только в 24 регионах России действуют конституционные или уставные суды. В других они либо так и не были созданы, либо прекратили свое существование.
Вера Скоробогатова высказалась этот счет более осторожно:
– Я считаю, что такая точка зрения имеет право на жизнь. Все государственные институты рождаются в определенных исторических условиях. Когда в середине 90-х принималась Конституция Коми, там говорилось и о национальном самосознании, и о том, что источником государственности является коми народ. Тогда и Конституционный суд, как некий институт, повышающий статус субъекта федерации, был оправдан и сыграл свою роль. Сегодня мы находимся в других правовых, политических и исторических условиях. За первое десятилетие XXIвека почти все республиканские законы приведены в соответствие с федеральными. Поэтому дела, которыми занимается Конституционный суд, может рассматривать Верховный суд…
Но все-таки, по мнению депутата, прежде чем принимать решение по КС РК, необходимо проанализировать его деятельность. Но это очень закрытая структура. А на те миллионы, что тратятся на деятельность КС РК, вполне можно построить малокомплектную сельскую школу или отремонтировать дорогу.
Игорь Бобраков, «7x7»