Вчера, 27 декабря, Сыктывкарский горсуд приступил к рассмотрению исковых заявлений предпринимателей, членов правления Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Александра Островского и Владимира Зубкова, требующих признать действия сотрудников милиции, воспрепятствовавших проведению одиночных пикетов заявителей в день визита в Сыктывкар премьер-министра РФ Владимира Путина, незаконными.

Напомним, члены правления Коми правозащитной комиссии (КПК) «Мемориал» Владимир Зубков и Александр Островский, накануне визита в Сыктывкар премьер-министра РФ открыто заявившие о проведении одиночных пикетов на пути предполагаемого следования правительственного кортежа, 28 сентября подошли к перекрестку улиц Советской и Пушкина, где и намеревались провести свои акции, направленные против захвата мэрией принадлежащего им участка земли под домом №21 на ул. Пушкина, на котором, по их мнению, УКС администрации города незаконно ведет строительство многоквартирного дома. Ожидание запаздывавшего Путина закончилось тем, что подскочившие к правозащитникам трое молодых людей развернули плакаты с надписью «Мы — против произвола власти». Сделав свое дело, провокаторы отошли в сторону, а к г-дам Зубкову и Островскому подошли несколько мужчин в штатском, назвавшиеся сотрудниками милиции, и объявили правозащитникам, что они нарушили закон. Далее начался процесс задержания г-д Зубкова и Островского, а также членов КПК Эрнеста Мезака, Александра Кикотя, Алексея Семенова и фотокорреспондента газеты «Красное знамя» Андрея Шопши, которые производили фото- и видеосъемку происходящего. В отделении милиции, куда их доставили, на пятерых членов КПК были оформлены дела об административных правонарушениях, им вменялась организация массового публичного мероприятия и нарушение общественного порядка в день визита в столицу Коми премьер-министра РФ Владимира Путина.

В ноябре дела «мемориальцев» были рассмотрены в мировом суде, который вынес в отношении всех пятерых аналогичные решения: административное производство прекратить  за отсутствием состава правонарушения.

Инициатива перешла к оправданным «нарушителям общественного порядка», и вчера, 27 декабря, Сыктывкарский горсуд приступил к рассмотрению исков Александра Островского и Владимира Зубкова, требующих признать незаконными действия сотрудников УВД по г.Сыктывкару. В силу того, что иски были идентичны и касались одного и того же события, судья Иван Олейник посчитал возможным рассмотреть их в объединенном заседании.

Г-н Островский, обосновывая свои требования, был краток:: «Вышел, собирался провести пикет, у меня был плакатик под рукой. Меня - взяли и арестовали. Считаю, что это неправильно».

В свою очередь, г-н Зубков счел нужным донести до суда то обстоятельство, что накануне проведения пикета он лично вручил заявление в письменной форме о намечавшейся акции представителям всех правоохранительных структур города и республики: «Мы просили силовые ведомства — УФСБ по РК, УВД по г.Сыктывкару, МВД по РК — оказать нам содействие и предупредить своих сотрудников, которые, может быть, в силу неопытности или отсутствия должного образования могли посчитать, что это несанкционированный митинг и применить меры силового воздействия по отношению к заявителям...Просили обеспечить безопасность и дать возможность высказать свое мнение премьер-министру РФ Владимиру Владимировичу Путину...Но не допустили нас к Владимиру Владимировичу, не дали высказаться».

Представитель УВД по г.Сыктывкару выразила несогласие с требованиями заявителей: «Считаем, что сотрудники действовали законно, поскольку на тот момент не было установлено, индивидуальный у них пикет, или они собрались организованной группой. Необходимо было проверить данные факты, в связи с чем они были доставлены в отдел милиции с целью всесторонней. Был составлен протокол административного правонарушения...»

- А кто именно решал: привлекать-не привлекать? - спросил судья Иван Олейник.

-  По моим сведениям, в машину их заводили сотрудники МВД — Центра по противодействию экстремизму. Наши их только довезли, составили рапорты...

- Но кто решал вопрос? Было или нет пресечение пикетов?

- Что значит, было или не было? - растерялась представитель сыктывкарской милиции. - Кто решал, и кто не решал..? Сотрудники приехали, увидели, что имеет место...

- Так кто увидел? Сотрудники УВД увидели?

- Это могут сказать только сами сотрудники: сами ли они увидели и приняли решение, или кто-то им сказал и поэтому они так сделали. То есть нужно вызывать в суд и проводить проверку. Но поскольку мы сейчас не устанавливаем законность доставления и задержания, а просто устанавливаем факт незаконности — то, что им слово не дали высказать Владимиру Владимировичу - поэтому мы считаем, что в связи с тем, что сотрудники не выходили за рамки, установленные законом, действия сотрудников были законными.

- Вот водитель машины, на которой меня доставляли, это - ваш сотрудник сотрудник? - поинтересовался Александр Островский.

- Водитель? Да.

- Так почему он меня не отпустил, что я ему плохого сделал? Вот меня задержал г-н Попов, он из МВД, а не отпускал ваш сержант. Я подошел, паспорт ему показал, плакат у меня был свернут, вот зачем он меня посадил в машину и доставил в отдел?

- Дело в том, что...У вас требование-то какое?

- У меня требование очень простое. Меня подвели к машине с плакатом, я объяснил, что вот я - Островский, вот плакат еще свернут, хочу развернуть, постоять на пикете. А ваш водитель меня в машину посадил и повез, потом еще рапорт написал, что я сопротивлялся. А факты не подтвердились. Вот чего он меня вез-то?

- Вез? Это - доставление с целью составления административного материала и полного всестороннего рассмотрения...

- Скажите пожалуйста, какое-либо административное правонарушение мною совершено? - не отставал от представителя ответчика г-н Островский.   

- Насколько я знаю, в настоящий момент дело в отношении вас прекращено за отсутствием состава.

- Я начал пикет?

- Насколько я прочитала исковое заявление, вы успели развернуть плакат...

- Уважаемый суд, - обратился к судье Олейнику заявитель. - Заявляю ходатайство об ознакомлении с видеозаписью момента моего задержания, ибо госпожа из УВД не владеет обстоятельствами дела. На видеозаписи абсолютно четко видно, что я - задержан, плакат - под рукой. Развернул я его уже после задержания и с одной целью: для того, чтобы, когда мы приедем в УВД, не оказалось, что на плакате появилась критика премьер-министра теми словами, которыми его критиковал Паша Сафронов совсем недавно. Мне не хочется повторять в суде это слово. Я боялся, что на моем плакате окажется надпись подобного содержания после общения со столь уважаемым органом.

- То есть пикет не начинался? - задал уточняющий вопрос судья.

- Не начинался.

Представитель г-на Зубкова Александр Кикоть выдвинул ходатайство о привлечении к делу в качестве соответчика МВД по Коми. Владимир Зубков это предложение поддержал: «В отношении моего задержания я не могу сказать с уверенностью, что действовали сотрудники УВД.  Более того, на видеозаписи четко звучит фраза сотрудника МВД, говорящего прямо в камеру: «Владимир, свобода слова — это, конечно, очень хорошо, но не до такой степени».

В ходе последовавшего разбирательства выяснилось, что и одного, и второго заявителя задерживал один и тот же сотрудник МВД по РК по фамилии Попов.

- На кого вы больше обижены - на Попова или водителя? - спросила у г-на Островского представитель сыктывкарского УВД.

- Я - на водителя. Попов, по крайней мере, не стал писать рапорт, хотя, думаю, ему тоже предлагали, и не стал позорить честь офицера.

Заседание было отложено до 31 января следующего года. Предполагается, что в этот день в качестве свидетелей будут допрошены сотрудники УВД по г.Сыктывкару.

Сергей Сорокин, «7x7»