Сегодня, 13 декабря, Сыктывкарский горсуд рассматривал очередной иск о компенсации морального вреда, предъявленный Алексеем Семеновым к милиции — на этот раз сыктывкарской. Основанием исковых требований стали незаконные действия сотрудников УВД Сыктывкара, применивших в отношении правозащитника физическую силу, а также ограничивших его  права на личную неприкосновенность и свободу передвижения во время санкционированного митинга объединенной оппозиции, который состоялся в марте с.г.

Милиция защитила Бормана от Семенова с применением физической силы. Фото Михаила Чухломина.



Инцидент, приведший к задержанию правозащитника, во многом спровоцировали сами работники милиции. На согласованном с властями митинге Алексей Семенов был лицом, призванным, в соответствии с законом, обеспечивать соблюдение общественного порядка и безопасности. Что он и попытался сделать, когда человек по фамилии Борман, пришедший на площадь с собственным мегафоном, стал кричать в него, перебивая выступающих, всякие гадости в отношении инициаторов митинга. Семенов сделал Борману замечание, тот на него не отреагировал. Тогда  уполномоченный обратился за помощью к сотрудникам милиции, следившим за поддержанием  общественного порядка во время митинга, однако и и от них никакой реакции не дождался. Решив, что милиция заодно с Борманом, Семенов попытался самостоятельно пресечь действия нарушителя общественного порядка, взявшись за ремешок мегафона и потянув его вниз. Милиционеры словно этого только и ждали: скрутив Семенова, они бросили его в багажное отделение милицейской «буханки», доставили в УВД, составили протокол об административном правонарушении и отвезли в мировой суд Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района.

Однако далее у сыктывкарских правоохранителей все пошло на перекосяк. Мировой суд дело в отношении Семенова прекратил за отсутствием в его действиях состава правонарушения, а 25 июня с.г. уже Сыктывкарский горсуд своим решением установил незаконность действий сотрудников милиции, выразившихся в применении к задержанному физической силы, а также в ограничении его права  на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Приложив оба этих решения к своему исковому заявлению, Алексей Семенов потребовал в судебном порядке взыскать с УВД Сыктывкара и Минфина РК 5 тыс. руб. в качестве компенсации причиненного ему морального вреда.  

На сегодняшнем заседании в Сыктывкарском горсуде представитель УВД кратко изложила позицию управления: «Само по себе то обстоятельство, что в дальнейшем производство по делу об административном правонарушении в отношении Семенова было прекращено, не свидетельствует о незаконности и противоправности действий представителя административного органа, составившего протокол с соблюдением и в пределах представленных законом полномочий...Считаем, что оснований для компенсации морального вреда нет».

- А то, что решением суда были установлены незаконность применения физической силы, ограничение прав Семенова, это как? - обратился к представителю УВД Сыктывкара представитель истца Александр Кикоть.

- Хочу сказать следующее: в постановлении мирового судьи Зеленецкого судебного участка...

- Я вам про другое решение говорю...- перебил г-н Кикоть.

- Я по Семенову и говорю...Она (мировой судья - «7х7») указала, что отказ Семенова проследовать с сотрудниками милиции были неправомерным. То есть состав административного правонарушения имел место быть.

- Что значит состав правонарушения имел место быть?.. Физическую силу к нему законно применили?

- На тот момент сотрудники действовали законно, поскольку у них имелись все основания полагать, что имеет место состав административного правонарушения...

Судья Роман Ошманкевич указал представителю истца на то, что в исковом заявлении не указаны сотрудники милиции, действия которых были признаны незаконными Сыктывкарским горсудом.

- Я полагаю, что можно учесть те фамилии, которые изложены в постановлении мирового суда Зеленецкого судебного участка, - предложил г-н Кикоть.

- А они ли доставляли? - с места и без разрешения судьи позволила себе усомниться представитель УВД.

- Я делаю вам замечание, - отреагировал на нарушение порядка Роман Ошманкевич.

Между тем, г-н Кикоть счел нужным ответить на озвученное сомнение: «Ваша честь, мы не знаем. Когда Семенова задерживали, сотрудники милиции перед ним не представлялись. Его просто запихали в багажный отсек автомобиля, так называемой «буханки», в котором в процессе перевозки он еще умудрился получить сотрясение мозга. Это тоже оспаривалось в суде и установлено.

- Не установлено, - опять не удержалась от возражения с места милицейский представитель, чем вызвала повторное замечание председательствующего:

- Я не разрешал вам говорить. Еще раз сделаю замечание — удалю в коридор. Понятно?

На этом заседание было отложено — судья решил затребовать материалы дела у Зеленецкого судебного участка - для того, чтобы установить личности милиционеров, принимавших участие в незаконном задержании Семенова и его доставлении в УВД.

Сергей Сорокин, «7x7»