Мы, представители правозащитных организаций, возмущены целенаправленным разрушением только начавшей вставать на ноги системы общественного контроля, предусмотренного Федеральным законом № 76-ФЗ от 10.06.2008 г. «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
Сейчас формируется «второй призыв» общественных наблюдательных комиссий (ОНК), который должен будет без ротации работать в течение трёх лет. По итогам первых двух лет работы комиссий следовало усовершенствовать закон и повысить эффективность контроля, - например, предусмотреть возмещение членам ОНК транспортных расходов. Вместо этого мы видим попытку превращения общественного контроля в декорацию, лишённую реального содержания.
Используя несовершенство закона, представители подлежащих общественному контролю силовых структур по всей России пытаются через региональные общественные палаты и советы захватить или уничтожить общественные наблюдательные комиссии, вычёркивая из их списков активных и деятельных правозащитников, заполняя их места выдвиженцами ветеранских организаций, союзов профессиональных охранников, фондов помощи правоохранительным органам и т.п.
Так, в Ямало-Ненецком автономном округе и в Забайкальском крае общественные наблюдательные комиссии вообще оказалось невозможно сформировать: там не нашлось желающих работать не просто бесплатно, но и оплачивая из своего кармана проезд до колонии и обратно. Интерес к общественному контролю проявила только организация «Ветераны органов внутренних дел ЯНАО», выдвинувшая двоих представителей при минимальной численности ОНК в пять человек.
В Республике Коми ОНК может не быть сформированной из-за того, что документы кандидатов во второй состав комиссии, посланные через курьерскую службу DHL, в Москве просто потеряли, что было прямо заявлено представителями Общественной палаты. Мы видим в этом намеренный саботаж системы общественного контроля в важнейшем регионе с большим количеством исправительных колоний, с учётом того, что все «потерянные» документы были посланы местными правозащитниками.
С вопиющими нарушениями происходит формирование общественной наблюдательной комиссии г. Санкт-Петербург, в которую в качестве её члена был рекомендован председатель Ленинградской областной комиссии В.Ю. Матус, планирующий совмещать членство в обеих комиссиях ещё, как минимум, девять месяцев. Одновременно в Санкт-Петербурге были отклонены кандидаты в ОНК от реально работающих с заключёнными некоммерческих организаций в пользу представителей фонда «Правопорядок Санкт-Петербург».
В Нижегородскую областную комиссию по формальным основаниям комиссией Общественной палаты не были рекомендованы правозащитники Александр Тутубалин, Антон Присмотров и Галина Лебедева – один из лучших российских экспертов в области общественного контроля воинских частей. Список можно продолжать – почти во всех регионах ситуация схожая.
Закономерным итогом этого процесса стала ситуация в Татарстане, где общественный контроль решили совместить с корпоративным PR’ом. Результатом этого стала рекомендация республиканской Общественной палаты семерым «силовикам», среди которых наиболее ярко выделяется некая Лариса Расческова. Госпожа Расческова работает пресс-секретарем службы криминальной милиции МВД Республики Татарстан и планирует совместить это с общественным контролем в ОНК республики. Сложно представить себе, как можно зарабатывать улучшением имиджа МВД, одновременно выявляя нарушения в его системе.
Если в каких-то случаях такие посягательства носят формально законный характер, вступая в противоречие лишь с духом закона об общественном контроле, то, например, в процессе отбора рабочей группой Общественной палаты кандидатур в состав ОНК Москвы имело место и явное нарушение закона. Неизвестными лицами рабочей группе были представлены провокационные клеветнические сведения о якобы имеющихся административных взысканиях за хулиганство и неподчинение законным требованиям сотрудника милиции у двоих действующих членов ОНК, рекомендованных ей в новый состав комиссии, Михаила Кригера и Ивана Ниненко. На этом основании они были исключены из списка для утверждения Общественной палатой. Михаил Кригер зарекомендовал себя как активнейший член московской городской ОНК, последовательно и неуклонно, в любое время дня и ночи встающий на защиту прав людей, находящихся в местах принудительного содержания.
Мы призываем ответственные органы вспомнить о том, что дух и смысл общественного контроля – в защите прав лиц, лишённых свободы, а не в обеспечении представительства силовых структур в общественных комиссиях, которые именно эти силовые структуры должны контролировать. Мы призываем утверждать в ОНК известных и активных правозащитников, специализирующихся именно на защите прав лиц, лишённых свободы.
Мы призываем членов Общественной палаты не идти на поводу у сил, лоббирующих интересы МВД и ФСИН, которые пытаются не допустить становления эффективной системы общественного контроля.
Мы призываем утвердить в составе Общественной наблюдательной комиссии г. Москвы рекомендованные Общественным Советом кандидатуры Михаила Кригера и Ивана Ниненко.
Если Вы хотите подписаться под этим обращением, отправляйте e-mail на адрес: geroy55@gmail.com с указанием Ваших ФИО и организации. В теме письма просьба указать: «Обращение к Общественной палате».
Подписи:
Орлов Олег Петрович, председатель Правозащитного Центра «Мемориал», по поручению ПЦ «Мемориал»
Светова Зоя Феликсовна, член Общественной наблюдательной комиссии г. Москвы
Каретникова Анна Георгиевна, член Общественной наблюдательной комиссии г. Москвы
Зборошенко Николай Кригер Михаил Александрович, член Общественной наблюдательной комиссии г. Москвы
Давидис Сергей Константинович, по поручению Союза Солидарности с политзаключенными
Кривенко Сергей Владимирович, член Общественной наблюдательной комиссии г. Москвы
Джибладзе Юрий, президент Центра развития демократии и прав человека
Пономарев Лев Александрович, исполнительный директор Общероссийского движения «За права человека», исполнительный директор Фонда "За права заключённых"
Черный Эрнст Исаакович, секретарь Общественного Комитета в защиту ученых
священник Глеб Якунин, Комитет в защиту свободы совести
Ихлов Евгений Витальевич, журналист
Ганнушкина Светлана Алексеевна, по поручению Комитета "Гражданское Содействие"
Фотографии РИА Новости