Правозащитник Алексей Семенов раз за разом выигрывает судебные дела у органов внутренних дел, сотрудники которых, не глядя на закон, пресекают проводимые им публичные акции. Сегодня, 15 ноября, Сыктывкарский горсуд рассматривал очередное исковое заявление Семенова к правоохранителям — на этот раз о компенсации морального вреда к ОВД Корткеросского района, незаконно пытавшегося привлечь правозащитника к административной ответственности за прошлогодний пикет в защиту Алексея Королева.

Алексей Семенов. Фото Сергея Сорокина.

17 августа 2009 года перед началом судебного разбирательства по уголовному делу социального работника Алексея Королева, обвинявшегося в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшей гибель 23 обитателей так называемого «дома для престарелых и инвалидов» в селе Подъельске (как известно, закончившегося для г-на Королева оправдательным приговором, вынесенным 20 сентября с.г.) напротив здания Корткеросского суда в одиночный пикет встал Алексей Семенов, требуя освободить Королева из-под стражи, а вместо него отправить на нары председателя Госсовета РК Марину Истиховскую. По словам пикетчика, не прошло и нескольких минут, как  к нему подошел начальник милиции общественной безопасности района, который на его объяснение, что пикет — одиночный и не требует согласования с властью, заявил: «А кто тебе сказал, что он одиночный? Сейчас быстро сделаем тебе неодиночный». Как говорится, «мент» сказал — «мент» сделал. В этот же день в корткеросском ОВД был составлен протокол о нарушении Семеновым порядка проведения пикета, в котором в качестве его напарницы по пикету была указана неизвестная ему гражданка Александрова.

15 октября того же года мировой суд Выльгортского судебного участка Сыктывкара на основании милицейского протокола подверг Семенова административному наказанию, выписав ему 1 тыс. руб. штрафа. Однако правозащитник удачно оспорил это решение в Корткеросском райсуде — 2 ноября постановление мирового судьи было отменено, а производство по административному делу прекращено.

3 сентября уже этого года Алексей Семенов обратился с исковым заявлением о компенсации ему морального вреда, «выразившегося в психических переживаниях», связанных с тем, что он был признан виновным в совершении административного правонарушения. «Была поставлена под сомнение моя законопослушность как гражданина, соблюдение мной действующего законодательства и недопущение нарушения законодательно установленных запретов», - объяснил причину своих переживаний истец. Нанесенный ему вред правозащитник оценил в 5 тыс. руб.

На сегодняшнем предварительном заседании по делу судья Сыктывкарского горсуда Роман Ошманкевич попросил представителя истца Александра Кикотя объяснить формулировку «психические переживания», присутствующую в заявлении. Тот объяснил:

- В соответствии со статьей 151-ой Гражданского кодекса РФ моральный вред выражается в форме физических и нравственных страданий. Физические страдания выражаются в форме ощущений, а нравственные — в форме психологических переживаний..,то есть в неких процессах, протекающих в сознании лица, которое пострадало...

Представитель Минфина РК, привлеченный Семеновым в качестве второго ответчика по делу,  заявил, что «никаких доказательств наличия морального вреда истцом не представлено, соответственно, не о чем и говорить», и что размер морального вреда не отвечает принципам разумности и справедливости.

В ответ г-н Кикоть попытался популярно объяснить, в чем, по его мнению, заключается «моральный вред»:

- В данной ситуации было нарушено право на доброе имя, соответствующим актом добропорядочность Семенова была поставлена под сомнение. Права человека, связанные с его добрым именем и законопослушностью, пострадали. Соответственно, в связи с нарушением этих неимущественных прав возникли некие негативные переживания, которые, собственно, и составляют содержание морального вреда. Вот эти негативные переживания мы и просим компенсировать.

Возникла дискуссия не тему о том, кто должен компенсировать причиненный Семенову вред. Татьяна Игушева, представлявшая в суде интересы ОВД Корткеросского района, естественно, посчитала, что - только не милиция:
   
- Семенова привлекали по административной ответственности не органы внутренних дел, а исполняющий обязанности судьи Корткеросского судебного участка — судья Выльгортского судебного участка. Постановление не вступило в законную силу, поэтому считать, что Семенов был привлечен к административной ответственности, в полной мере нельзя... Поэтому вины, скажем так, органа внутренних дел в привлечении Семенова к административной ответственности нет, и моральный вред не подлежит взысканию с ОВД.

«А вы считаете, что моральный вред причинен действиями ОВД, - констатировал судья, обратившись  к представителю истца, на что тот ответил следующее:

- Не знаю. В той или иной мере повлекли наступление морального вреда и действия при вынесении незаконного решения судом, и составление административного материала по обстоятельствам, которые явно, скажем так, не содержали состава административного правонарушения. То есть, если бы не было составления административного материала со стороны сотрудников милиции и направления его в суд, то, соответственно, не было бы и этого решения, но с другой стороны, в суд пришли непонятно какие материалы административного производства, и судья должен был разобраться и вынести справедливое, законное, обоснованное решение. Кто в этой ситуации в большей степени виноват, мы затрудняемся определить...

Рассмотрение дела по существу судья Роман Ошманкевич назначил на 2 декабря с.г.

Сергей Сорокин, «7x7»