Сегодня, 27 октября, мировой судья Зеленецкого судебного участка Елена Микитейчук не приняла ходатайство обвиняемого в нанесении побоев Аркадия Виноградова о предоставлении ему времени для подготовки к последнему слову. Сделав вывод о том, что продолжавший настаивать на своем подсудимый таким образом отказывается от конституционного права, судья объявила слушания по делу оконченными. Защитник Виноградова Роман Койдан заявил корреспонденту «7х7», что это первый случай в его адвокатской практике, когда подсудимому фактически не было предоставлено право высказаться в последнем слове.
Аркадий Виноградов. Фото из личного фотоальбома.
Общественный интерес к судьбе 27-летнего подсудимого прямо связан с активной правозащитной деятельностью его сестры Ирины Виноградовой в Совете матерей невинно осужденных. В свою очередь, г-жа Виноградова пришла в совет после того, как Аркадий получил свою первую судимость, и она искала любой поддержки в своей борьбе за реабилитацию брата, в невиновности которого не сомневалась.
Инженер-программист, работавший системным администратором в одной из сыктывкарских организаций, Аркадий Виноградов был арестован в феврале и приговорен Сыктывкарским судом в сентябре прошлого года к 8 годам лишения свободы за насильственные действия и насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетней. Многочисленные друзья и знакомые осужденного отказывались верить в то, что Аркадий мог совершить инкриминируемое ему преступление. Суд не убедил и адвокатов г-на Виноградова, которые констатировали многочисленные ошибки и нарушения закона, допущенные как на стадии предварительного расследования, так и в ходе судебного следствия. Приговор был обжалован в Верховном суде РК, и сторона защиты, не без оснований, надеялась на его отмену. Однако высшая судебная инстанция республики лишь изменила один из пунктов обвинения и уменьшила срок лишения свободы приговоренному до 5 лет.
Между тем Виноградова обвинили еще в одном преступлении — нанесении побоев несовершеннолетней из хулиганских побуждений. И опять, по мнению адвоката Койдана, предварительное следствие и судопроизводство по делу сопровождались грубыми нарушениями закона со стороны дознавателей, следователей и судьи.
В минувшую пятницу обвиняемого практически лишили возможности давать объяснения, не допустив к участию в деле еще одного адвоката, с которым у него был заключен договор, а к вчерашним прениям не дали возможности как следует подготовиться, назначив их дату в последний момент.
Сегодня судья Микитейчук предоставила Аркадию Виноградову право на последнее слово. Но вместо него подсудимый заявил следующее:
- Ваша честь, еще вчера.., когда я просил время для подготовки к последнему слову, вы удовлетворили данное ходатайство...Но в тот же момент я вам сказал, что возражаю против этой даты...Вчера мы закончили судебный процесс где-то в шесть-семь часов вечера. Конвой меня отвез в СИЗО, пока приняли - было уже около восьми часов. Пока я был в комнате обыска, пока подняли в камеру...Я должен был покушать что-то - я целый день не ел. И время у меня оставалось только покушать. В десять часов в СИЗО - отбой. Свет выключился...Утром в 6 часов - подъем, снова: «Виноградов с вещами на выход»...Опять автозаки, «стаканы», опять приезд сюда...Реального времени предоставлено для подготовки к последнему слову не было. Суд мне не позволил участвовать в прениях...Я прошу суд с учетом всего вышесказанного, в силу удовлетворенного ходатайства о предоставлении времени на подготовку к последнему слову, предоставить все-таки это время. Не на бумаге, а реальное время, потому что к последнему слову я не готов.
Выслушав подсудимого, судья сняла заявленное ходатайство с обсуждения.
- Но когда мне готовится к последнему слову? Может, во сне? Увидеть по божественному проведению напечатанное перед собой?.. - еще раз попытался донести свою просьбу до председательствующей Аркадий Виноградов.
Однако Елена Микитейчук осталась непреклонной. Заявив: «Суд пришел к выводу, что подсудимый отказывается от последнего слова...», судья объявила судебные слушания оконченными и назначила на завтра оглашение приговора. За день до этого гособвинитель попросил приговорить подсудимого к 1,3 года лишения свободы.
Сергей Сорокин, «7x7»