Вчера, 17 октября, в офисе Коми правозащитной комиссии (КПК) «Мемориал» состоялась встреча участников Правозащитной коалиции РК, на которой представители различных общественных организаций республики обсудили широкий круг проблем, мешающих людям реализовывать свои права в разных сферах жизни и деятельности, и пути их решения. Добиваться своего члены коалиции намерены разными, в отдельных случаях весьма нетривиальными, способами.
Правозащитная коалиция Коми, собираемая КПК «Мемориал» раз в полгода, аккумулирует самые болезненные моменты во взаимоотношениях власти и общества. Судя по выступлениям участников собрания, больше всего вопросов накопилось у людей к правоохранительной системе и судебной власти.
Ирина Виноградова из Совета матерей невинно осужденных перечислила целых ворох проблем, для решения которых требуется помощь коалиции: от невыносимых условий содержания находящихся под стражей подсудимых в Сыктывкарском горсуде (заключенных не кормят обедом, нередко они вынуждены находится в суде с утра до позднего вечера в ожидании окончания заседаний по уголовным делам других подсудимых) до невозможности добиться разрешения от администрации СИЗО на посещение заключенных священнослужителями. На коалиции было принято решение: по последнему вопросу - инициировать обращение к руководству ГУФСИН по РК от представителей разных религий и конфессий, по остальным — обязать членов наблюдательной общественной комиссии провести опрос среди постояльцев следственного изолятора и послать запросы в различные судебные и правоохранительные инстанции, после чего потребовать безусловного соблюдения прав заключенных.
Юлия Посевкина из «Особого детства» среди прочего отметила из рук вон плохую работу прокуратуры Сыктывкара по обращениям граждан и общественных организаций: вместо ответов по существу из этого надзорного органа в последнее время приходят банальные отписки. Решили: во-первых, запустить мониторинг по отпискам с последующим обращением в вышестоящие надзорные инстанции, во-вторых, поставить вопрос о воссоздании упраздненного общественного совета при прокуратуре РК.
Мониторинг будет организован и в судах, где, по мнению сразу нескольких участников встречи, открыто нарушается равенство сторон в процессе. Проявляется это в вошедших в привычку, но совершенно недопустимых мелочах. К примеру, ввиду отсутствия в наших судах раздевалок участники процесса и слушатели снимают верхнюю одежду прямо в зале заседания, и лишь гособвинитель пользуется привилегией раздеваться в кабинете судьи.
Понятно, что правозащитники не могли пройти мимо подробно освещаемой в «7x7» темы, связанной с задержанием председателя КПК «Мемориал» Игоря Сажина в Санкт-Петербурге и Москве и включением его имени в некий, якобы сверстанный в недрах ФСБ, «список экстремистов». От имени Правозащитной коалиция РК будет подготовлено обращение в УФСБ по РК с требованием разъяснения ситуации с появлением незаконных списков. Кроме того, Тамара Макарова из Комитета спасения Печоры зачитала на встрече заявление, с которым она намерена лично обратиться в Центр по противодействию экстремизму МВД по РК.
«7x7» считает возможным привести текст заявления полностью.
«Из СМИ я узнала, что известный не только в РК, но и в России правозащитник Игорь Сажин включен в список экстремистов.
Обращаюсь к вам с заявлением о недопустимости дискриминации, т.е. разном подходе к гражданам. Я так же, как и И.Сажин, являюсь правозащитником. Позволяю себе критические высказывания в адрес органов власти и отдельных ее представителей, участвую в организации и проведении публичных мероприятий. Однако меня по неизвестной причине не включают, как И.Сажина, в список экстремистов. В результате такого выборочного дискриминационного подхода я оказалась за пределами списка экстремистов и по этой причине чувствую себя ущербным, неполноценным правозащитником. Это умаляет мое достоинство и честь, принижает мою оценку в глазах других граждан. Бездействием государства мне нанесен моральный вред.
Прошу вас включить меня в список экстремистов, что буду оценивать как высшую оценку государством моей правозащитной и общественной деятельности».
Вышеприведенный текст получил высокую оценку участников встречи: с аналогичными заявлениями в центр «Э» пожелали обратиться еще шестеро правозащитников.
Сергей Сорокин, «7x7»