Сегодня, 12 октября, на очередном заседании Сыктывкарского горсуда, расследующего уголовное дело по обвинению экс-зампрокурора Ухты Григория Чекалина в заведомо ложных показаниях (таковыми следствие считает показания обвиняемого о фальсификации материалов уголовного дела о поджоге «Пассажа»), в качестве свидетеля был допрошен Михаил Евсеев, который подтвердил ранее озвученное им в СМИ заявление о своем личном участии в фальсификации основного доказательства вины Алексея Пулялина и Антона Коростелева, признанных поджигателями торгового центра и приговоренных к пожизненному заключению.
Несмотря на давление, Михаил Евсеев стоял на своем.
Напомним, на последнем заседании судья Александр Печинин удовлетворил ходатайство Григория Чекалина о доставлении в суд для допроса в качестве свидетеля бывшего оперуполномоченного Управления уголовного розыска МВД по РК Михаила Евсеева, сенсационный рассказ которого о личном участии в фальсификации так называемой «записки Пулялина» осенью прошлого года растиражировали многие СМИ. Суть истории такова:
Записка от якобы находившегося в тюремной больнице Алексея Пулялина (на самом деле была им написана, по словам Григория Чекалина, под давлением «со спущенными штанами»), адресованная «ворам в законе» Тиграну и Юре, в которой Пулялин сознавался в поджоге, была доставлена Евсеевым и его начальником в Москву и «найдена» в «обезьяннике» ОВД Замоскворечья сотрудником московского райотдела. Из объяснений Евсеева следует, что история с запиской была элементом «оперативной игры», и она не могла быть использована в суде в качестве доказательства. Однако случилось именно это, причем фальсифицированная записка стала одним из основных доказательств вины Пулялина и Коростелева.
Михаил Евсеев готов был дать показания на процессе по обвинению Чекалина в конце августа с.г., однако накануне судебного заседания его взяли под стражу и предъявили обвинение в разглашении сведений, составляющих гостайну, а спустя некоторое время в отношении бывшего оперуполномоченного возбудили еще одно уголовное дело по подозрению сразу в нескольких преступлениях (превышение должностных полномочий с применением насилия, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, нарушение неприкосновенности жилища), якобы совершенных им во время длительной командировки в Чечню в 2004 году.
По предположению эксперта «7x7», возбудив второе дело, Евсееву как бы дали понять, что в том случае, если он будет настаивать на своих прежних показаниях о фальсификации «записки Пулялина», то рискует быть этапированным в Чечню для расследования совершенных им там преступлений. Со всеми вытекающими из этого последствиями, которые страшно представить.
Сегодняшнее заседание суда началось как раз с допроса Михаила Евсеева, доставленного из верхнечовского СИЗО №1 и представшего перед участниками процесса и журналистами закованным в наручники.
«Оказывалось ли на вас какое-то воздействие по данному уголовному делу? В связи с дачей показаний, например?», - спросил судья Александр Печинин охраняемого с двух сторон конвоирами свидетеля.
«Да», - не стал скрывать правду Михаил Евсеев.
- Кем оказывалось?
- Я написал заявление в прокуратуру.
- Кем оказывалось давление, какого рода, с какой целью? - проявил настойчивость судья.
- С целью недачи показаний по данному уголовному делу.
- Кем оказывалось? Известно?
- Нет.
Выяснив далее, что речь может пойти о сведениях, составляющих государственную либо иную охраняемую законом тайну, судья постановил допросить свидетеля в закрытом судебном заседании. Позднее корреспонденту «7x7» стало известно, что во время допроса, длившегося более полутора часов, Евсеев не отрекся от ранее публично озвученных им показаний.
Между тем подсудимый подал судье ходатайство о признании потерпевшим по рассматриваемому делу Анатолия Власенко (следователя, возглавлявшего следственно-оперативную группу по уголовному делу о поджоге «Пассажа») незаконным и необоснованным. Мотивируя свое заявление, Григорий Чекалин обратил внимание суда на то, что, рассказывая о фальсификациях, допущенных предварительным следствием по делу Пулялина и Коростелева, он никогда не обвинял г-на Власенко в совершении им преступления, также, как не пытался привлечь его к уголовной ответственности в законном порядке.
Вместо Власенко подсудимый попросил признать потерпевшим по рассматриваемому уголовному делу г-на Хозяинова, свидетеля в процессе о поджоге «Пассажа», «которого я обвинил...в совершении преступления,..поскольку считаю, что он дал суду ложные показания». Напомним, милиционер Хозяинов, под протокол заявлявший вскоре после поджога, что не может опознать выбегавших из «Пассажа» людей, через год официально опознал в выбегавших Коростелева и Пулялина.
Судья отказал Чекалину в удовлетворении его ходатайства и назначил следующее заседание на 20 октября. В этот день будут допрошены еще три свидетеля стороны защиты.
Сергей Сорокин,
«7x7»