ОСВЯТИТЬ СВОЮ РУКУ РАНОЙ
Стало известно о выступлении епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима на епархиальной конференции «Бог и мировое зло в аспектах мировой глобализации» 28 августа 2010 года, сообщает Информационно-аналитический центр "СОВА". Конференция была посвящена ювенальной юстиции, преподаванию в школах «Основ православной культуры», влиянию западной культуры на православие и «влияние мирового зла на грядущие события».
В ходе выступления епископ сообщил о росте инославного экстремизма, проявление которого он усматривает, в частности, в существовании 90 мечетей в Коми и стремлении правоохранительных органов не замечать ритуальный (сатанистский) характер многих убийств.
В подтверждение тезиса об «активизации темных сил мировой закулисы» владыка Питирим привел пример участия в президентских выборах в России члена «жидо-масонского ложа» (sic!) Андрея Богданова.
Докладчик отметил, что равенство религий – «ложная посылка» и посетовал на проявления экуменизма в произведениях многих известных православных священнослужителей, в том числе митрополита Сурожского Антония, протоиереев Иоанна Мейендорфа, Александра Шмемана, Александра Меня. Однако нынешний патриарх, по мнению епископа Питирима, остается «столпом державного православия». (Напомним антиэкуменическое выступление владыки в мае 2010 года.)
Наконец, говоря о поведении православных с неправославными, епископ, ссылаясь на свт. Иоанна Златоуста, призвал сопротивляться злу силой и при встрече с «жидом или еретиком» «освятить свою руку раной» и ударить его «по устам или по щеке». Отметим, что владыка Питирим исказил при этом слова свт. Иоанна Златоуста, выступавшего только против хулы на Христа.
Аудиозапись выступления епископа можно послушать здесь.
Александр Верховский, Центр "СОВА":
Конечно, людям, от религии далеким, радикальная антиэкуменическая проповедь владыки Питирима может показаться диковатой. Но, в общем-то, в том, что епископ всякими словами ругает не нравящуюся ему религиозную практику, нет ничего предосудительного со светской точки зрения. Ну, есть в Церкви такие разногласия.
Гораздо неприятнее то, что антиэкуменический пафос еп. Питирима явно увязан с определенными политическими взглядами в духе покойного митрополита Иоанна (Снычева), на которого он прямо ссылается. Неприятно слышать от епископа про "жидо-масонскую ложу" (сам он, правда, слово "ложа" склоняет явно не в женском роде).
И уж совсем нехорошо, если человек, просто в силу своей позиции обладающий определенным авторитетом, прямо заявляет, что православный человек должен бить "жидов" и "еретиков". Может быть, епископ и не имел в виду, что каждый православный должен, как кто покажется ему подпадаюшим под эти определения, сразу кидаться в драку. Но тем не менее у публичного выступления есть буквальный смысл, и этот смысл — подстрекательский.
Конечно, из-за одной фразы не может быть речи о каком-то преследовании епископа Питирима. Но патриарху Кириллу стоило бы обратить внимание на епископа, высказывающего свои фундаменталистские взгляды в столь радикальной форме. Тем более что тот почему-то фактически назвал патриарха Кирилла преемником митрополита Иоанна.Александр Буров, научн. сотр. ГМИР:
Как-то меня поразило остроумное определение художественного стиля барокко, данное одним католиком: «Экстаз… но под контролем».
Откровения владыки Питирима напоминают такой «экстаз под контролем».
После устранения епископа Диомида место главного обличителя экуменической «ереси» вакантно. А спрос есть, «аудитория не охвачена». И вот, на экраны страны выходит свежая версия ток-шоу «Испугался сам – испугай товарища» с новым ведущим.
При этом демонстрируется полная лояльность высшему церковному руководству. Никаких «наездов» на синодалов. В «еретики» попали исключительно покойные авторы из числа наиболее ярких православных «либералов».
Таким образом, выстраивается внутрицерковный баланс сил. «И овцы сыты и волки целы». Можно отмечать юбилей отца Александра Меня, можно ругать экуменистов. Только не трогайте патриарха. Ведь все это «единство в многообразии» держится на нем.
Александр Буров — зам. главного редактора газеты «Кифа», научн. сотр. Государственного музея истории религии (ГМИР)
Андрей Игнатьев, социолог:
Как я понимаю (не факт, разумеется, что правильно), открытый призыв к насилию над иноверцами, в котором как будто замечен епископ Питирим, подпадает под юрисдикцию закона об экстремизме — самое малое как попытка сеять межконфессиональную рознь, но для меня гораздо важнее другое: судя по выступлению, о котором тут речь, РПЦ является «осаждённой крепостью», для защиты которой от явной и непосредственной угрозы со стороны этих самых иноверцев годятся любые средства. Если это действительно так и угроза свободе исповедания реальна, то налицо повод для вмешательства «властей предержащих», тогда как епископу Питириму можно вменить разве что пылкость характера и несветскую манеру изъясняться, а вот если нет и, главное, в кругу иерархов РПЦ у нашего героя есть влиятельные единомышленники, то перспектива «выхода за церковную ограду», которую нынешний патриарх Кирилл наметил при своей интронизации, чревата.