Президент конгресса чеченского народа Дени Тепс
18 сентября в польском городе Пултуске завершил свою работу Всемирный конгресс чеченского народа. Итоги работы делегатов подвел президент конгресса Дени Тепс:
– Очень активная была дискуссия: особенно по вопросам прекращения войны, по вопросам беженцам.
– Вы говорите – "прекращение войны". Но с точки зрения российских властей, никакой войны давно нет.
– С точки зрения российских властей, войны вообще не было. Они же считали, что это якобы какая-то контртеррористическая операция, которая завершилась буквально через пару месяцев. Хотя мы видим до сих пор, что творится. И главный вопрос был поставлен о прекращении конфликта как такового, о прекращении противостояния России и Чечни. Это вопрос, который нас очень волнует, – первопричина наших трагедий. Мы его обсуждали очень основательно.
– А каков, на взгляд делегатов конгресса, выход из этого противостояния?
– Мы пришли к выводу, что без участия международных структур этот вопрос невозможно урегулировать. Потому что позиции диаметрально противоположны. Россия считает, что все нормально, что это ее территория, и там действуют ее органы власти. Чеченская сторона считает, что территория оккупирована, и необходимо провести деоккупацию, провести свободные, подлинные, демократические выборы. Нужен трибунал, за совершенные преступления надо привлечь к ответственности виновных в преступлениях против человечности, в военных преступлениях. Позиции полярные. И поэтому мы обращаемся к международному сообществу. Конфликт не только не прекращается, он разрастается, он уже перекинулся на всю территорию Кавказа. И так называемая борьба с исламским экстремизмом привела к войне между христианскими странами – Грузией и Россией, членами Совета Европы и ООН. Все с этим согласились и считают, что если международное сообщество не примет участия, не постарается этот вопрос урегулировать, это будет в дальнейшем очень тяжелая проблема. Это очень запущенный конфликт.
– Есть ли намерение у конгресса наладить диалог с Рамзаном Кадыровым, с властями Чечни – или вы рассматриваете их как нелегитимные?
–Мы не определяем, кто легитимен, кто не легитимен – это решает народ, и ему надо дать право, чтобы он определил, кто легитимен и кого надо признавать своей властью. Поэтому мы обращаемся к сторонам конфликта – к российской и чеченской сторонам. Кадыров и органы власти, которые были созданы в результате этой войны, – это чиновники, это временная администрация, и поэтому они политические решения принимать не могут, такие вопросы не в их компетенции.
– Что вы думаете об инциденте с задержанием Ахмеда Закаева?
– Я думаю, что причина задержания – это вопросы, которые ставятся на конгрессе, и сам конгресс, который ни в коей мере не является структурой, которая будет подчиняться кому-либо, кроме его членов. Если организации, занимающиеся вопросами взаимоотношений Чеченской республики и Российской Федерации, неподконтрольны, и российская власть на них не может влиять, все структуры власти России пытаются их дискредитировать, пытаются их закрыть и препятствуют их работе. Поэтому причина – проведение конгресса и вопросы, которые там обсуждаются. Ахмед Закаев – это повод для того, чтобы напугать всех: арестуем всех, кто будет приезжать на конгресс, и не позволим провести сам конгресс.
– После освобождения Ахмед Закаев участвовал в работе конгресса?
– Вчера я дал ему слово, и он выступил с докладом. Сегодня он провел пресс-конференцию по своей проблеме.
– Определены ли ваши дальнейшие планы? Ведь ваши конференции проходят нерегулярно. Когда и где вы намерены собираться в следующий раз?
– Обычно сначала проводится заседание руководства конгресса, его генеральной ассамблеи, она проходит каждый год. Мы не афишируем свою работу – это работа рутинная. Сейчас в планах проведение нескольких конференций в Бельгии, Франции, Германии. Принятая сегодня резолюция должна быть передана адресатам, и мы должны получить от них ответ.
Дмитрий Волчек