В конце июля 2010 года президент Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, согласно которому в стране устанавливается новая памятная дата: отныне в России будет отмечаться 2 сентября — День окончания Второй мировой войны.
Действительно в этот день в 1945 году на американском линкоре «Миссури» был подписан Акт о капитуляции Японии и тем самым формально о прекращении Второй мировой войны. От Японии документ подписали министр иностранных дел Сигемицу Мамору и начальник генштаба Умэдзу Ёсидзиро. От союзных держав — вначале верховный командующий союзных держав генерал армии США Дуглас Макартур, а затем адмирал Честер Нимиц — от США, Брюс Фрэзер — от Великобритании, генерал-лейтенант Кузьма Деревянко — от СССР.
Обычно спрашивают, почему такое невысокое представительство Советского Союза при подписании такого важного документа? Капитуляцию Германии принимал маршал Жуков. А почему Японии — не маршал Василевский, дважды кавалер ордена «Победы», главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке? Думаю, это не более чем протокол: Василевский мог подписывать капитуляцию только наравне с Макартуром. Но правили бал на Дальнем Востоке американцы. Что же касается СССР, то Сталин не считал войну с Японией приоритетной и, я бы сказал, престижной для страны. Эта война была в основном американо-английской. После Перл-Харбора американцы имели к Японии личный счет. В 1944-1945 годах они разгромили японский флот у берегов Филиппин, потом, сбросив бомбы на Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года, заставили японского императора объявить о согласии на капитуляцию.
Правда, была еще миллионная Квантунская армия в Маньчжурии, но вступление СССР в войну окончательно сломило волю японцев к обороне. Вступив в войну практически после атомных бомбардировок, Советский Союз довольно быстро преодолел сопротивление неприятеля. О чем говорят и шестьсот тысяч пленных японцев, и наши «безвозвратные потери»: по некоторым данным, они составили 8,2 тысячи, а по официальным — 12 тысяч человек. Основные боевые действия на континенте велись фактически 12 дней, по 20 августа 1945 года.
Для Советского Союза, привыкшего к грандиозным победам, но и к великим жертвам, эта выглядела как-то не очень «внушительно». (Хотя и очень убедительно.) Неслучайно в СССР война с Японией была отнесена к разделу новейшей, то есть международной истории, и уделялось ей всего пару страничек текста учебника.
Мы закончили свою Отечественную в мае, где играли роль первой скрипки, в мировой — это был уже ансамбль с другим дирижером, к тому же мы привыкли к солированию.
Что же заставило нынешнее руководство России вдруг так повысить статус победы над Японией, с которой, как известно, до сих пор не заключен полномасштабный договор о мире — только декларация о прекращении войны. Мы в поисках праздников, потому что слишком плохо с буднями? Мы снова ищем побед в прошлом, потому что их не хватает в настоящем? Хотя, справедливости ради, надо сказать, что между памятными датами и праздниками есть разница. По масштабности события или по степени праздничности, но есть. Праздник празднуется, дата, в первую, очередь, помнится.
И если речь снова о памяти и если мы вдруг вспомнили, что воевали не только в Отечественную, но и в мировую войну и внесли свою лепту в общую победу в войне против Японии — что верно, — то почему бы тогда не вспомнить, что мы участвовали и на первом этапе Второй мировой? Только до 41-го года фактически на стороне фашистской Германии. И отмечать тогда уже и 22 сентября 1939 года, когда состоялся совместный парад в честь победителей-союзников в войне с Польшей, а менее чем через неделю после парада, 28 сентября 1939 года, был подписан договор СССР о дружбе и границах с Германией.
СССР вступил в войну против Японии, по официальной версии, будучи верным союзническим обязательствам, но и чтобы получить то, что считал своим — Южные Курилы и Сахалин. В России никогда не забывали об унизительном поражении в войне 1904-1905 года и хотели взять убедительный реванш. И конечно же упрочить свою роль в Китае, Монголии и Корее, в освобождении которых принимали непосредственное участие. К тому же эти территориальные приобретения были согласованы и одобрены союзниками на Ялтинской и Потсдамской международных конференциях. При условии нашего участия в войне с Японией.
Когда в 1951 году в Сан-Франциско 49 стран заключили мирный договор с Японией, ни у кого не было сомнений, что договор этот решает территориальные проблемы. По этому документу Япония навсегда отказывалась от претензий на Курильские острова и на Сахалин. Но вскоре Токио заявил, что четыре южных острова — не часть Курил, а «продолжение Японии», ее «северные территории». Это Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи (три небольших острова). И СССР не подписал этот договор.
В последующем любое компромиссное заявление Москвы или Токио по этой проблеме уже рассматривались как проявление слабости с обеих сторон. Так было, например, когда подписали советско-японскую Декларацию 1956 года, прекратившую состояние войны между двумя странами. СССР пообещал японцам подписать мирный договор, содержащий решение территориальной проблемы, посулив передать два острова из четырех — самые южные Шикотан и Хабомаи. Однако позже японская сторона отказалась от его подписания. Ходили слухи, что это произошло во многом под давлением США, которые пригрозили не отдавать Окинаву, если Япония откажется от претензий на оставшиеся острова Кунашир и Итуруп.
До сих пор «территориальный вопрос» с Японией не улажен. Одни считают, что Курилы стратегически важны для нас по причине защиты границ, экономически и — с точки зрения полезных ископаемых и рыболовства. Но главное — наш суверенитет, боязнь дать слабину, создать прецедент. Это весомые аргументы. Другие считают, что 14 тысяч жителей Курильских островов, живущие крайне бедно, были бы счастливы уехать, если та же Япония создаст им для этого все необходимые финансовые условия.
Вопрос трудный. И все же надо искать компромисс. В нынешнем мире популизм и показная бескомпромиссность обречены на стратегический провал для стран, народов и мира в целом. Поэтому нужны самые нестандартные решения. Других в арсенале просто не осталось. Но для этого нужны нестандартные политики…
Что же касается памяти, в настоящее время в календаре россиян уже существует девять памятных дат. Почему бы не прибавить еще одну. Во многих странах мира 2 сентября отмечается как День окончания Второй мировой войны. Правда, в США и Великобритании победу над Японией празднуют 15 августа, в день объявления императором капитуляции.
К слову, в СССР после войны 3 сентября тоже было объявлено Днем победы над Японией. Однако этот праздник не прижился.