Первая встреча члена Общественной палаты России Игоря Шпектора со своими региональными коллегами, которая произошла сегодня в Сыктывкаре, началась с весьма нелицеприятной оценки, которую бывший мэр Воркуты дал Общественной палате Коми (ОПРК).
– Я изучаю информацию о деятельности общественных палат и не вижу там Коми, – заявил Игорь Леонидович. – Коми не фигурирует как активная общественная палата. Нет от вас вопросов, нет мнений, нет предложений. Есть информацию с Вологды, Красноярска, Алтая, Нарьян-Мара. А от вас ничего. А протоколы, которые мне присылают, носят характер беззубости. Многих из вас я знаю хорошо – вы очень активные люди. И, что очень важно, люди независимые. Так что же вас останавливает? Почему вы не ставите жесткие вопросы?
По мнению Шпектора, то, что может позволить себе палата, то не может позволить правительство, которое было бы полностью солидарно с общественниками в решении тех или иных вопросов.
– Правительство не может выйти на уровень премьера и президента и сказать, что закон, который вы принимаете, ни к селу, ни к городу. А вы – можете, – сказал Игорь Леонидович. – Вы не обижайтесь, но есть более принципиальные люди, чем вы.
Впрочем, досталось от Шпектора и федеральной Общественной палате. По его словам, большая часть ее членов проживает в Москве и не представляет жизни регионов. Даже члены комиссии, занимающейся проблемами села, москвичи.
– Мы говорим, что надо бороться с табаком, а в соответствующей комиссии находиться представитель Минсельхоза, который как раз и занимается табаком. Так будет ли он бороться с табаком? – задал Игорь Леонидович риторический вопрос. – Детский летний отдых предлагается оплачивать субъектам федерации за счет акцизов. А акцизы – это водка и табак. И я на самом верху сказал, что это аморально. И ведь летний отдых по субъектам резко сократился. А где была Общественная палата Коми, где были ваши жесткие предложения? Почему вы не поинтересовались у заместителя Главы по социальным вопросам, как он организует детский отдых?
Подтверждением низкой активности ОПРК стал уже тот факт, что на встречу со Шпектором пришло меньше половины ее членов. Но и из тех, кто пришел, в большинстве своем отмалчивались. Конкретных предложений, что он должен отстаивать «там наверху», член Общественной палаты России так и не услышал.
Руководитель Ассоциации национально-культурных объединений РК Леонид Зильберг попытался придать смысл сегодняшнему обсуждению в том, чтобы наметить контуры Общественной палаты следующего созыва, подвести итог деятельности нынешнего созыва и поговорить о том, как вообще должен работать этот общественный орган.
Работу нынешней ОПРК он оценил также невысоко:
– Палата увязла в решении каких-то, может быть и важных, но отнюдь не имеющих общественной значимости вопросов экономической жизни. Поэтому заседания палаты были более похожи на научные семинары.
Впрочем, положительные примеры есть. Хорошо, на взгляд Зильберга, работала возглавляемая Алексеем Томовым комиссия, которая занималась контролем над деятельностью правоохранительных органов. На ее заседания приглашались силовики, и они реально отчитывались. Есть и реальные результаты, например, создание Общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
А вот на пленарные заседания, по словам Зильберга, практически не приходили чиновники высокого уровня и депутаты. Если и дальше палата будут обсуждать академические вопросы, то палаты не будет.
Леонид Зильберг предложил нынешнему составу ОПРК проконтролировать процесс формирования нового созыва с тем, чтобы туда не попали националисты и псевдообщественники. Игорь Шпектор эту идею поддержал и тут же предложил конкретных людей, которые должны встретиться с заместителем Главы республики Алексеем Черновым и обсудить все имеющиеся проблемы.
Вот, пожалуй, и весь итог сегодняшней встречи.