Путинская мифология твердит нам об успехах в демографической сфере, росте рождаемости и т. д. При этом в стране продолжает культивироваться миф о «вымирании страны в 1990-е». Давайте посмотрим на факты. Численность населения страны по состоянию на 1 января 1992 г. составляла 148,5 млн человек, по состоянию на 1 января 2000 г. — 146,9 млн человек18. Сокращение за 1992–2000 гг. составило 1,6 млн человек. По состоянию на 1 января 2010 г. численность населения России — 141,9 млн человек. Сокращение численности населения в 2000–2010 гг. составило уже 5 млн человек!
Сокращение численности населения России:
Смертность в России, тыс. человек в год:
Горькая правда последних 10 лет — население России сокращалось на 500 тысяч человек в год, темпами, невиданными даже для 1990-х.
Главная причина сокращения населения — сверхсмертность. В России ежегодно умирают около 15 человек на 1000 человек населения. По уровню смертности на 1000 человек населения Россия в июле 2009 года находилась на 12-м месте с конца в глобальном рейтинге19. Наши соседи в этом рейтинге — Нигерия, Зимбабве, Чад, Сомали. В России долгие годы сохраняется африканский уровень смертности. По продолжительности жизни, напротив, наша страна занимает 162-е место в мире (66 лет), пропуская вперед такие страны, как Папуа — Новую Гвинею, Гондурас и даже Ирак (144-е место и около 70 лет). Особенно кричащими являются цифры средней продолжительности жизни мужчин, которые, по данным Росстата, живут всего 61,4 года! (Продолжительность жизни в странах ЕС в среднем составляет 79 лет, в США — 78, в Канаде — 81, в Японии — 82 года.) Говоря о необходимости остановить сокращение населения, власти все время спекулируют на теме рождаемости, подталкивают нас к мысли о том, что россиянам нужно «больше рожать».
Рождаемость в России в целом находится на нормальном для европейской страны уровне — примерно 11 новорожденных на 1000 человек населения в год (напомним, смертность — 15 человек на 1000).
Чрезмерно бурный рост рождаемости в небогатой стране, особенно в малоимущих слоях населения (которые получают стимулы рожать благодаря путинским мерам типа «материнского капитала20»), может приводить к негативным последствиям: снижению уровня жизни населения, плохому содержанию новорожденных, их высокой заболеваемости.
В апреле 2008 года министр здравоохранения Татьяна Голикова, вынуждена была признать, что этот рост сопровождался ростом детской смертности в 48 регионах страны21!
Проблема в сверхсмертности. Власти России не берегут собственное население. В стране сегодня рождаются около 1 млн 600 тыс. младенцев в год, тогда как умирают — около 2 млн 100 тыс. граждан!
Рост смертности в России начался еще при Брежневе, в 1970-е годы, и продолжался вплоть до середины 1990-х. С 1995 года, однако, смертность в России пошла на спад и в 1998 году опустилась до уровня ниже 2 млн человек в год.
Однако при Путине тенденция к росту смертности обрела новую силу, достигнув в 2003 г. нового пика — в 2,37 млн человек. Понизить смертность ниже уровня 2 млн человек в год до сих пор так и не удалось.
Чрезвычайно высокий уровень смертности в России — следствие совокупности причин. Почти 60% от всех смертей происходят из-за болезней сердечно-сосудистой системы, еще около 15% — от онкологических заболеваний, примерно по 4% — от заболеваний органов дыхания и пищеварения.
Россия занимает аномально высокое место по числу смертей от внешних причин (12,5% от общего числа смертей, или более 260 тысяч человек ежегодно, — это примерно вдвое больше, чем в Китае или Бразилии, и в 4–5 раз выше, чем в странах Запада).
Главные из внешних причин смерти в стране — убийства, самоубийства, смерть в ДТП. Низкий уровень личной безопасности, низкие уровень и качество жизни, нездоровая обстановка в стране — вот главные объяснения такой высокой смертности от внешних причин.
По числу умышленных убийств на 100 тысяч человек населения (16,5 в год) Россия занимает 19-е место в мире (соседствуя с такими странами, как Эквадор, Свазиленд и Ирак) и первое место в Европе, с большим отрывом от США (примерно 6 убийств на 100 тысяч человек населения в год) и тем более европейских стран (1–2 убийства)22.
Самоубийства — еще более серьезная проблема: в России ежегодно от них гибнет более 41 тысячи человек, по этому показателю ситуация в России примерно вдвое хуже, чем в странах Европы, и втрое — чем в США.
Чрезвычайно много человек гибнет в ДТП: по данным ГИБДД, в 2008 году на дорогах погибли 30 тысяч человек и были ранены более 270 тысяч человек.
Сверхсмертность вызвана высоким уровнем заболеваемости населения, основные причины которого — неправильный образ жизни, плохая экология и, что крайне важно, некачественная медицина. Низкое качество здравоохранения продолжает оставаться тяжелой проблемой, и ничего для улучшения ситуации в этой сфере Путин за 10 благополучных лет сделать не смог.
Можно посмотреть, как оценивают итоги «усилий» Путина и Медведева россияне. По результатам опроса Левада-Центра «Отечественное здравоохранение в российском общественном мнении», проводившемся в августе 2008 г.:
- 66% россиян считают, что не могут получить хорошее медицинское обслуживание;
- 58% не удовлетворены системой здравоохранения в России. Если обратиться к статистике, то видно, что заболеваемость в России выросла в 2007 году23 в сравнении с 2000 годом по болезням сердечнососудистой системы (основная причина смертности в России) — в полтора раза, с 2,4 до 3,7 млн человек, по онкологическим заболеваниям — на 17%, с 1,2 до 1,4 млн человек.
По уровню расходов на здравоохранение как доли ВВП Россия делит 112–114-е место в мире с Марокко и Эквадором — всего 5,3% ВВП против 9–11% ВВП во многих странах Западной Европы24. В бюджете 2009 года на финансирование здравоохранения, физкультуры и спорта запланировано лишь 325 млрд рублей — по сравнению с триллионом на правоохранительные органы и спецслужбы. В 3 раза меньше!
Вывод: для Путина госаппарат, госкорпорации и спецслуж бы много дороже здоровья россиян.
Вместо того чтобы создать работающую систему медицинского страхования, власти пытались отделываться подачками в виде нацпроекта «Здоровье», подменявшего системные реформы скромными финансовыми вливаниями.
Помимо низкого качества медицинских услуг, ключевая причина сверхсмертности россиян — пьянство. Это признают сами власти: вот выдержки из постановления главного государственного санитарного врача Г. Онищенко №46 от 29.06.2009 «О надзоре за алкогольной продукцией»:
«Реальное душевое потребление алкоголя с учетом оборота спиртсодержащей продукции, в том числе парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии и другие виды продукции, в России составляет около 18 литров чистого спирта на человека в год».
«По данным медицинской статистики сегодня 2,8 млн россиян вовлечены в тяжелое, болезненное пьянство, что составляет 2% от всего населения страны…»
«В 2008 г. смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя (по данным Росстата), составила 76 268 человек…»
Вдумайтесь в названные Онищенко цифры. 18 литров на душу населения в год! При этом официальные данные Росстата дают всего 9,8 литра — значит, остальное — неучтенное потребление суррогатного алкоголя, особо опасного для здоровья!
Всемирная организация здравоохранения рассматривает уровень потребления алкоголя выше 8 литров на человека в год как критический, за которым следует резкий рост смертности. Россия превышает этот уровень более чем вдвое! По оценкам специалистов, ежегодно алкоголем обусловлена преждевременная смерть до 700 тысяч человек25.
Каждый третий в России умирает из-за алкоголя. Потребление крепкого алкоголя — причина сверхсмертности.
Для сравнения: в 1999 году уровень потребления алкоголя в России, по официальным данным Росстата, составлял 8 литров на человека, а реальное душевое потребление алкоголя — 14,5 литра на человека26. Значит, и по официальным, и по неофициальным данным, потребление алкоголя в годы правления Путина в России выросло примерно на 25%.
Ежегодно десятки тысяч россиян умирают от наркотиков. В июне 2009 года глава Госнаркоконтроля В. Иванов говорил о 30 тысячах ежегодно умирающих от наркотиков27. Иванов привел ужасающие цифры:
- В России насчитывается от 2 до 2,5 млн наркоманов, преимущественно в возрасте от 18 до 39 лет.
- Средний возраст умирающего наркомана — 28 лет.
- Каждый год армия российских наркоманов пополняется 80 тысячами «новобранцев».
- По количеству наркоманов Россия опережает государства Евросоюза в среднем в 5–8 раз. А по потреблению тяжелых наркотиков занимает одно из первых мест в мире.
В сентябре 2009 г. Совет ООН по борьбе с наркотиками опубликовал доклад «Афганский опиумный обзор», в котором приводятся устрашающие цифры: Россия ежегодно потребляет 75–80 тонн афганского героина, число наркоманов в России увеличилось за последние 10 лет в 10 раз, а умирают от наркотиков 30 тысяч человек в год — это больше, чем потери Советской армии за 10 лет афганской войны. Для сравнения — во всей Европе от тяжелых наркотиков ежегодно умирают 5–8 тысяч человек.
И это — притом, что в 2002 году Путин специально создал новое ведомство, ответственное за борьбу с распространением наркотиков, — Госнаркоконтроль.
Еще одна серьезная проблема — курение. В России курение является самой распространенной привычкой: по данным Роспотребнадзора, курят в нашей стране 65% мужчин и 30% женщин, из них соответственно 80% и 50% начали курить в подростковом возрасте.
Курение является причиной 27% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний среди мужского населения, 90% смертности от рака легкого, 75% — от болезней органов дыхания, 25% — от болезней сердца. Примерно 25% курильщиков умирают преждевременно: в среднем курение сокращает продолжительность жизни на 10–15 лет28.
За последние 10 лет продажи сигарет населению выросли в среднем на 25% как в абсолютном (около 430 млрд штук в год против 355 млрд штук в 2000 году), так и в относительном выражении (более 3 тыс. штук на душу населения в год против 2,4 тыс. в 2000 году). Это радикально хуже ситуации 1990-х годов, когда уровень продаж сигарет был в два раза меньше.
Что сделал Путин для исправления этой ситуации, реальной борьбы с алкоголизмом, наркоманией, курением? Ничего.
Попытки борьбы с алкоголизмом через запретительные меры времен Горбачева или царской России провалились. Недавно, однако, власти вновь заговорили о необходимости борьбы с алкоголизмом. Правда, борьба эта ведется в самых что ни на есть странных формах — с 2010 года власти решили в 3 раза повысить акцизы на пиво и всего на 10 процентов — акцизы на водку. К чему это приведет? К вытеснению слабоалкогольного пива крепким алкоголем. И к дальнейшему усугублению проблемы пьянства. Чем озабочены власти — здоровьем населения или проталкиванием интересов водочного лобби?
Как бороться с алкоголизмом? Наш ответ — развивать средний класс. В России потребление алкоголя является социальным явлением, с одной стороны, и традицией — с другой. Существуют исследования, показывающие так называемую U-образную зависимость между количеством потребляемого алкоголя и доходами граждан: больше пьют бедные (с горя) и состоятельные (с жиру бесятся), тогда как умеренное потребление алкоголя, равно как и здоровый образ жизни, характерны для среднего класса. Есть и такое известное понятие, как «французский парадокс»: Франция — одна из самых пьющих стран в мире, здесь пьют в 11 раз больше алкогольных напитков, чем в США.
Но в то же время во Франции живет больше, чем где-либо, долгожителей (2546 человек старше 100 лет, а средняя продолжительность жизни — около 80 лет). Дело в культуре потребления алкогольных напитков, в значительно меньшей доле потреблений крепкого алкоголя и значительно большей доле качественных виноградных вин. Однако качественные напитки по карману только людям с нормальным достатком.
Поэтому мы настаиваем на том, что наряду с пропагандой здорового образа жизни необходимо стимулировать и поддерживать средний класс, для чего необходимо изменить характер экономической политики в стране (см. главы «Страна кричащего неравенства» и «Сырьевой придаток»).
Что касается борьбы с курением, то здесь изобретать ничего не надо — необходимо перенять успешный опыт США и стран Западной Европы, накопленный в течение десятилетий.
Сокращение населения носит долгосрочный характер. В последние годы и в ближайшей перспективе ежегодно Россия будет терять 1 миллион человек трудоспособного населения. В силу высокой смертности и естественного старения нации. Потеря миллиона работающих людей эквивалентна спаду ВВП в размере 1,5%, сокращению поступлений в бюджет, в пенсионный фонд, что неминуемо приведет к усугублению проблем с выплатой пенсий и, как следствие, к росту социальной напряженности. Хроническая депопуляция, таким образом, угрожает экономическому развитию страны, чревата снижением уровня жизни населения, ставит под вопрос размер страны и ее целостность.
Власти неизбежно должны прибегнуть к эффективной миграционной политике, восполняющей убыль квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, сохраняющей Россию как государство.
Вместо этого путинский режим в 2002 году принял репрессивное миграционное законодательство, которое, с одной стороны, увеличило нелегальную иммиграцию, а с другой — сократило приток законопослушных и трудоспособных граждан в страну. В 90-е в Россию приехали около 8 миллионов русскоязычных граждан из постсоветских республик. А с приходом Путина этот процесс резко затормозился.
Резкое уменьшение числа мигрантов и стало причиной обвального сокращения населения России в годы правления Путина в сравнении с девяностыми.