Усть-вымский монастырь. Снимок с сайта "Храмы России"
Лидер правозащитников Коми Игорь Сажин в своем блоге повествует о том, как возил коллег – московских социологов по святым местам республики: «Заехали в Усть-Вымь. Святое место для всех коми. Я стал рассказывать про Стефана Пермского, про срубленную языческую березу, про алтарь. Все хорошо, только почему-то все храмы закрыты на замки, все источники закрыты на замки...
Не духовное место и туристическое место, а склад вторсырья. Получилось, что главная идея этих мест - чтобы не покрали. Такой склад духовной святости на вражеской территории, где все ждут, что придут чужие и нагадят, и поворуют. Подходит к храмам, на которых амбарные замки. Очень скучно и как-то по большевистски».
На самом деле проблема не нова. Помнится, еще патриарх Алексий призывал держать все храмы открытыми в любое время суток, как это и принято в других христианских странах, и чтобы там был дежурный священник или хотя бы служка, дабы любой возжаждавший и желающий припасть к духовным родникам не остался без духовного окормления.
Но все без изменений. Если не считать тех, кому всегда и все открыто, кто и в Рай въехать намеревается на авто с госномерами и тонированными стеклами. Что там! Для vip-персон скоро начнут в храмах специальные ложи строить, чтобы не подхватить чего от убогоньких.
Для прочих же у Бога – выходной. Так что, не солоно хлебавши, «духовной жаждою томим», вместе с обделенными святостью социологами, уехал Сажин из Усть-Выми.